воскресенье, 4 августа 2013 г.

Jefferson Airplane - Surrealistic Pillow (1967)


Продолжение старой телеги о Jefferson Airplane. Культовый второй альбом J.A., после которого и сам бэнд, пожалуй, действительно и сам (простите за тавтологию) стал окончательно культовым. В общем, несомненный памятник эпохи. 1967-й год, дамы и господа, и вот как это было:

Как вы помните, еще в середине 1966-го года состав группы претерпел серьезные изменения. Барабанщик Александр “Скип” Спенс был уволен за свою “мексиканскую самоволку”, а вокалистка Сигни Андерсон прекратила свою музыкальную деятельность, в связи с рождением дочери. Новым барабанщиком группы становится Спенсер Драйден, а на вокал группа приглашает певицу, красавицу, анархистку, пьяницу, наркоманку и просто хорошую девушку - Грейс Слик из другой калифорнийской группы - The Great Society.

Грейс, как бы говорит: "Привет!"
Грейс отыграла первое выступление с “Аэропланами” 16-го октября 1966-го. Группа, в виде дружеской формальности выкупила ее контракт (обошлось в 750$) у The Great Society и Грейс стала полноправным и законным членом экипажа Jefferson Airplane, моментально включившись в их концертную деятельность.
Надо сказать, что в J.A. Грейс пришла не одна, а захватив с собой пару песен из репертуара своей прошлой команды. Это были: написанная ее шурином (братом мужа, надо полагать и гитаристом The Great Society) Дарби Сликом (Darby Slick) “Somebody To Love” и собственная вещь Грейс - “White Rabbit”. Как выяснится позднее, песни эти в руках музыкантов “Аэроплана” приобретут форму поистине абсолютных хитов (хотя, надо сказать, что они и в оригинале неплохо звучали) и хорошенько ударят в головы населения, но об этом позднее…

Для записи своей новой программы группа снова отправляется в лос-анджелесский Голливуд на RCA Studio. Сессии звукозаписи продолжались 13 дней и обошлись в 8000$. Продюсировал их Рик Джеррард (Rick Jarrard), а над звуком работал инженер Дэвид Хассинджер (David Hassinger).
К работе над альбомом был привлечен друг группы, лидер Grateful Dead - Джерри Гарсия. В качестве “духовного наставника” (как написано в выходных данных пластинки), для оказания моральной и музыкальной поддержки наших героев.
Именно благодаря нему родилось название альбома. Точнее из фразы, брошенной Гарсией в студии (скорее всего здесь идет речь о самой студии): “Это просто сюрреалистическая подушка, какая-то!” (“That’s as surrealistic pillow”). Игру Джерри можно услышать в двух композициях с альбома, “Today” и “Comin’ Back To Me”.
Закончив все записи в декабре 66-го, J.A. продолжили свою активную концертную деятельность. 66-й сменился 67-м и как это водится, не сразу, но записи группы постепенно начали “двигаться в массы народные”.

Предваряя выпуск лонгплея, выходит сингл, и тут начинается самое интересное. “Somebody To Love” (с бисайдом “She Has Funny Cars”), вышедшая первого апреля (не смотря на шуточную дату) не на шутку взорвала чарты и стала песней №5 по версии Billboard. Впервые как вы помните, эта песенка выходила в исполнении прошлой группы Грейс - The Great Society, еще в 1966-м году, но в 67-м, с рассветом движения хиппи и наступления эпохи “свободной любви”, строчки о том, что “каждому нужен кто-то, чтобы просто любить” прозвучали куда как актуальней. Волосатые радостно подхватили и сделали “Somebody To Love” своим очередным неформальным гимном.


Дальше выстрелил и сам альбом Surrealistic Pillow, вышедший в апреле несколькими днями позже, на лейбле группы RCA Records (LSP-3766). В том же Billboard, пластинка заняла аж 3-е место!
Песенный репертуар диска был весьма разнообразный: как спокойные фолковые баллады, так и нервные наэлектризованные кислотные вещи. Он содержит всего один кавер - How Do You Feel фолк-исполнителя Тома Мастина (Tom Mastin). Все остальные песни были написаны участниками коллектива (не считая My Best Friend - авторства уже покинувшего группу Скипа Спенса, а также Somebody To Love и “White Rabbit”, лишь доработанные J.A.). Что примечательно, ведь обычно тогдашние альбомы просто пестрили каверами
Наркоманский подтекст, на этой пластинке, само собой, присутствовал, и не один раз. Но чего тут удивляться - время было такое! Например, в строчке из балиновской “3/5 Of A Mile In 10 Seconds пелось о кое-каких приятных вещах - так: “Некоторые из них стоят 65$. Цена, от которой взрослому человеку хочется кричать, особенно, если учесть, что торгуют этим в основном 15-летние юнцы” (Sometimes the price is 65 dollars, prices like that make a grown man holler, ‘specially when its sold by a kid thats only 15). Тут, понятное дело, имеется в виду не “хороший табачок”, о котором якобы говорится в песне, а килограмм марихуаны, в среднем, как раз стоивший примерно столько в те времена. А хитрое название D.C.B.A. - 25” просто представляет собой ряд аккордов, играемых в песне, ну а цифра “25” – привет, понятный любому любителю детища доктора Хофмана, 25-му соединению лизергиновой кислоты. Embryonic Journey – прекраснейший акустический инструментал “горячего финского гитариста” Йормы Кауконена. White Rabbit – вообще, непередаваемая магия, вдохновленная кэролловской Алисой и “Болеро” Равеля. Тоже кстати, советует “покормить свою голову” (ну а чем - понятно). И остальные вещи, на уровне, в общем, это все слушать надо по уму, а не описывать.

Уже после выхода альбома, в июне, в самый разгар Лета Любви, вышеупомянутый White Rabbit показал себя в качестве сингла, позволив группе снова покорить хит-парады, поднявшись до 6-го место в чарте Cashbox и 8-го в пресловутом Billboard. На второй стороне сорокапятки расположилась балиновская Plastic Fantastic Lover.

Незадолго до этого (в том же июне), группа с блеском выступила на эпичном Монтерейском Поп-фестивале, где были все-все-все (ну или почти все). В общем, денег группе хватало, и они даже принялись на своих концертах, к неудовольствию стражей порядка и законопослушных граждан, бросать в зрительный зал, “за просто так”, спичные коробки с травой. Значит, еще и щедрыми ребятами были...
Вообще, Jefferson Airplane, при всем их плюшево-хипповом имидже, часто конфликтовали с законом, полицейским режимом и т.п., периодически выкидывая что-то такое, что не могло не позлить представителей оного. Но, об этом как-нибудь в другой раз...
Ждите продолжения.


Треклист альбома такой:

She Has Funny Cars (J.Kaukonen-M.Balin)
Somebody To Love (D.Slick)
My Best Friend (S.Spence)
Today (M.Balin-P.Kantner)
Comin' Back To Me (M.Balin)
3/5 Of A Mile In 10 Seconds (M.Balin)
D.C.B.A.–25 (P.Kantner)
How Do You Feel (T.Mastin)
Embryonic Journey (J.Kaukonen)
White Rabbit (G.Slick)
Plastic Fantastic Lover (M.Balin)

Комментариев нет:

Отправить комментарий