четверг, 24 октября 2013 г.

Q65 - Revolution (1966)


Итак “революционный” альбом одной из главных “нидербитовых” команд шестидесятых – Q65.
Резкий как наждачная бумага звук, пронзительные гитары, хрипловатый вокал, драйв и хулиганский подход к исполнению. Всего за пару лет своего существования (в оригинальном составе) команда эта успела нашуметь и в родных Нидерландах, и за рубежом, но давайте по порядку:

Плакат группы
В 1965-м году два гитариста Йооп Ролофс (Joop Roelofs) и Франк Нюйенс (Frank Nuyens), вокалист Виллем Билер (Willem Bieler), басист Питер Винк (Peter Vink) и барабанщик Джей Баар (Jay Baar), наслушавшись блюзовой классики и вдохновленные желанием переплюнуть The Rolling Stones, The Pretty Things и иже с ними, сколачивают бэнд под названием Q65 (65 – в честь года образования, а Q – в честь “Suzie Q”). Большинство музыкантов, уже играло вместе ранее в коллективе Leadbelly’s Ltd., так что команда в новом составе легко сыгрывается (репетиции проходят на территории роликового катка) и начинает концертировать по клубам родной Гааги. Фишкой коллектива стало их звучание, а также имидж настоящих “волосатых ублюдков” (неряшливая одежда, дурные манеры, длинный патлы, хулиганские выходки), так что, старая истина, что хорошие девочки любят плохих парней сработала и здесь. Музыканты быстро набирают популярность среди молодежи и вызывают негодование у “цивильных граждан”. Вскоре Q65 подмечает продюсер Питер Колевейн (Peter Koelewijn) и уже к концу года музыканты подписывают контракт с Decca Records (на котором были прописаны те же The Rolling Stones, вообще, приготовьтесь, по ходу повествования я буду часто сравнивать Q65 с ними).

Первый сингл Q65 на Decca Records, записанный в Wisseloord Studios, вышел 7-го февраля 1966-го. На первой стороне располагается забойная “You’re The Victor”, а на второй - более размеренная “And Your Kind”. Типа, чтобы показать, что группа может выдавать не только агрессивный рокешник, но и более позитивные вещи. Спустя несколько месяцев песня “You’re The Victor” поднимается до 11 места в местных Топ 40, что было весьма неплохо для дебюта.

Музыканты продолжают концертную деятельность и уже скоро отправляются на плавучую студию, для новых записей.


Вторая сорокапятка Q65, была записана в мае 66-го и вышла в тираж 13 июня. Она содержала песни “The Life I Live”/“Cry In The Night”. Пожалуй, их самая известная работа!

Интересный факт: после выхода этого сингла, Q65 отправились покорять Соединенное Королевство... вплавь! Взяв резиновую лодку с мотором и написав на ней свое название, они поплыли через море к Туманному Альбиону.
Это была дерзкая задумка, однако, как только наши герои причалили к берегам Лондона (под ор горстки восторженных фанатов), им не дали выступить, суровые служители правопорядка. Дело в том, что у музыкантов не было разрешения на работу в Британии. “Пошли прочь, гастарбайтеры с гитарами!” (шучу)
Ничего не поделаешь, пришлось вскоре плыть назад, но сам факт прибытия Q65, взбудоражил лондонскую общественность. Так что, заслуженную популярность за пределами Нидерландов, группа все же получила.

По возвращению на родину (во время которого они, чуть не утонули на своей шлюпченке) их ждала толпа нидерландских поклонников, и ждала не зря, ибо музыканты, тут же, прямо на берегу у Схевенингенского пирса (Схевенинген – это самый курортный и приближенный к морю район Гааги) закатали концерт.
Тем временем, песни группы активно крутятся по радио, в газетах появляются статьи о них, музыкантов приглашают на телевидение, а “The Life I Live” гордо добирается до 5-й строчки в хит-параде.

Руководство лейбла, не будучи дураками, отправляет группу, находящуюся на пике славы, “ковать железо”, то есть записывать LP-шку. Музыканты возвращаются в плавучую студию, где совместно с молодым звукорежиссером Яном Аудиром (Jan Audier), в ударные сроки, производят на свет – альбом, получивший громкое название “Revolution”.

Оборот пластинки
Летом 66-го, эта пластинка, выходит на лейбле Decca Records (QL 625 363). Продюсировал ее выход Ханс ван Химерт (Hans van Hemert), человек, внесший большой вклад в развитие местной музыкальной сцены, работавший со многими исполнителями, как неформальными (Group 1850, например), так и эстрадными. На задней стороне конверта пластинки размещалось хвалебное посвящение группе от известного голландского радиоведущего, публициста и музыкального критика (Willem De Ridder). Его я переводить не буду, потому что содержание можно вкратце передать как: “Ай да Q65, какие молодцы!”

Ну а музыкальный репертуар пластинки очень разнообразный. Тут можно услышать и гаражный рок (“The Life I Live”, “I Got Nightmares”), и психоделия (“Just Who’s In Sight”, “Summer Thoughts In A Field Of Weed”), и блюз (“Mr. Pitiful”, “I’m A Man”, “Down In The Bottom”, “Middle-Age Talk”, “Get Out Of My Life, Woman”, “Spoonfull” и “Bring It On Home”), и даже шансон (“Sour Wine”). Однако все это объединено фирменной подачей Q65, и пластинка звучит разносторонне, но не раздробленно!
Авторство большинства вещей на альбоме принадлежит самим участникам группы, за исключением блюзовой классики. “Get Out Of My Life, Woman” Аллена Туссента (Allen Toussaint), которую кто только не перепевал, исполнена здесь просто отлично (особенно радует партия саксофона, сыгранная гитаристом Франком Нюйенсом). Я считаю, что у Q65 – лучшая версия этой песни.
Значительное место на альбоме занимают каверы на Вилли Диксона. Так, его “Down In The Bottom” музыканты превратили в забойный рокешник, смачно исполнили “Spoonfull”, а “Bring It On Home” – ставшая тринадцатиминутным кислотным джемом – вообще, заслуживает особого внимания! Также на альбоме присутствует кавер на Отиса Реддинга (“Mr. Pitiful”) и на Бо Дидли (“I’m A Man”). Ну и конечно, их собственный хит “The Life I Live”, как вы видите, сюда вошел (собственно, альбом с него и начинается, “товар лицом”, так сказать).
Вскоре, после выхода пластинки в тираж, было продано 30 тысяч копий! Хороший результат!
Так, революционно названный альбом, таки произвел революцию в местном шоу-бизнесе, неожиданно вывев голландский рок из тени.

Ну и после всех вышеперечисленных успехов, ведь к музыкантам, как авторам хит-сингла и успешного альбома, требования резко возросли (и все, слушатели и рекорд-лейблы с нетерпением ждали их новых хитов и чего-нибудь этакого), главное было - не налажать и держать планку.

И ребята не налажали, выпустив 31-го октября 1966-го года сингл “I Despise You”/“Ann”. Конечно, по популярности эти песни с “The Life I Live” не сравнятся (сингл занял лишь 19-е место в Топ 40), но по радио они тоже активно крутились, а бисайд - шуточная (но мелодичная) “Ann”, написанная как пародия на популярный немецкий шлягер начала 60-х “Junge, Komm Bald Wieder”, неожиданно стала даже известней резкой и злободневной “I Despise You”.

К началу 67-го, Q65 отправляются в гастроли по стране, играя с такими заезжими британскими рок-знаменитостями как Small Faces, Spencer Davis Group, The Kinks, The Pretty Things.

Их четвертая сорокапятка “From Above”/“I Was Young”, вышла уже в 1967-м году, 23-го января.
Сингл этот занял 13-ю строчку в национальном хит-параде.

К тому времени нидерландскую прессу наводнили истории о разгульной жизни, пьянках и драках участников коллектива, их наркомании и автомобильных авариях с их участием. Но, дурная слава - это тоже слава! О Роллинг Стоунз тогда еще и не такое писали... Однако вскоре, на горизонте у группы замаячили более серьезные проблемы, “не музыкального характера”. Но пока – о следующей их работе:

Пятый сингл “World Of Birds”/“It Came To Me” вышел 10-го апреля.

Сингл занял 8 место в нидерландских чартах, что само по себе было очень хорошо, если бы группу именно в это время не постигла серьезная проблема, в виде призыва вокалиста Виллема Билера (Willem Bieler) в ряды вооруженных сил. Стало ясно, что скоро группа останется без вокалиста.


В мае 67-го коллектив выпускает EP (а чего мелочиться!), названный “Kjoe Bloes” (“Q Blues” по-голландски). На EP-ишке были представлены 4 композиции, как можно понять из названия, блюзового характера, но в узнаваемом исполнении Q65, заставляющем их звучать как мощный гаражный рок с элементами психоделии. Это были: “Ain’t That Loving You Baby” Джимми Рида, блюзовый стандарт “Rambling On My Mind”, “No Place To Go” Хаулина Вульфа и собственный инструментал группы – “80% O”. Странное название этой вещи - намек на 80% опиум, сказывались видно наркотические пристрастия музыкантов. А что, Кит Ричардс в свое время хотел назвать одну песню “97/3”, так он бодяжил чистый героин (97% лактозы и 3 - героина), но так и не назвал.

30-го октября выходит “Where Is The Key”/“So High I’ve Been, So Down I Must Fall” – это был последний сингл Q65, выпущенный в оригинальном составе.

В начале 1968-го Виллем Билер отправляется в армию, а остальные музыканты организовали психоделическую группу Circus.

Однако у группы, уже не существующей, оставались контрактные обязательства перед лейблом Decca Records на выпуск еще одной пластинки.
Поскольку запись нового материала в оригинальном составе была уже невозможна, лейбл просто сварганил его из песен, выходивших на синглах и не вошедших в “Revolution”, а также из нескольких вещей группы Circus, записанных в апреле 1969-го и выданных за записи Q65. За отсутствием Билера, песню “Ridin’ On A Slow Train” спел барабанщик Джей Баар (и спел весьма неплохо), а на “Voluntary Peacemaker” можно услышать голос продюсера группы Ханса ван Химерта.

Этот альбом-компиляция был выпущен под названием “Revival” в 1969 году. Еще Decca выпустила еще пару синглов Q65, также собранных из старого материала.

А вот еще приятного, напоследок: по возвращению Билера из армии Q65 была возрождена (правда с новым барабанщиком, пришедшим к ним из Group 1850) и даже записали еще несколько альбомов и синглов. Но это было уже в 70-е, так что – совсем другая история.

Ну что ж, “революция закончилась, а теперь дискотека!”. Слушайте альбом!

Треклист альбома такой:

The Life I Live (W.Bieler-J.Baar-F.Nuyens-J.Roelofs-P.Vink)
I Got Nightmares (W.Bieler-J.Baar-J.Roelofs-P.Vink)
Just Who's In Sight (W.Bieler-J.Baar-F.Nuyens)
Mr. Pitiful (O.Redding-S.Croper)
I'm A Man (B.Didley)
Middle-Age Talk (W.Bieler-J.Baar-F.Nuyens)
Summer Thoughts In A Field Of Weed (W.Bieler-J.Baar-F.Nuyens)
Down In The Bottom (W.Dixon)
Get Out Of My Life, Woman (A.Toussaint)
Spoonfull (W.Dixon)
Sour Wine (W.Bieler-J.Baar-F.Nuyens)
Bring It On Home (W.Dixon)

Комментариев нет:

Отправить комментарий