понедельник, 29 апреля 2013 г.

The Grateful Dead (1967)



Ну, после написания статьи о таком андеграундом коллективе, как The Freak Scene, я со спокойной совестью могу вернуться к обозрению психоделического “мейнстрима”. Коллектив, о котором здесь и сейчас пойдет речь, имеет (не побоюсь этого слова) культовый статус и в излишних дифирамбах не нуждается. Они (наряду с Jefferson Airplane) являются одними из тех, кто заложил основы так называемого “калифорнийского звучания”. Этот стиль можно охарактеризовать как психоделию, замешанную на блюзе, кантри, рок-н-ролле и фолке, иногда с добавлением джазовых элементов и само собой, вездесущей импровизацией. Как вы уже могли догадаться, речь пойдет о старичках Grateful Dead и их первом альбоме!

Капитан трипов
История группы уходит корнями глубоко в американскую землю (или корни истории группы уходят глубоко в американскую землю), точнее: в народ и (его, народа) народную музыку. Именно ее (а иными словами - фолк), а также ее немного модифицированные варианты и исполнял коллектив The Warlocks, немного ранее, называвшийся еще и Mother McCree's Uptown Jug Champions, а также, краткий период (между The Warlocks и Grateful Dead) The Emergency Crew.

Началось все году этак в 65-ом.
Коллектив состоял из следующих участников: Джерри “Капитан трипов” Гарсия (Jerry “Captain Trips” Garcia) – негласный лидер, гитарист и вокалист, Рон МакКернан (Ron “Pigpen” McKernan), более известный как “Пигпен” (или “Свинарник”) – клавишник и вокалист, Боб Вейр (Bob Weir) – второй гитарист, Фил Леш (Phil Lesh) – басист и Билл “Ударник” Кройцман (Bill “The Drummer” Kreutzmann) – барабанщик.

“Волшебники” мирно отжигали по пабам и реднекским заведениям, пока не связались с “плохой компанией”. Компанией этой были ни кто иные как “Веселые проказники” (Merry Pranksters) Кена Кизи (писателя, в представлении, надеюсь, не нуждающегося), бывшие можно сказать, одними из первых хиппи. Музыкантов по оперативному “научили” (как будто-бы они до этого не умели!) пить, курить траву и закидываться кислотой. Не удивительно, что постепенно под воздействием всего этого группа начинает менять свой стиль игры в сторону наэлектризованного кислотного блюза.




  
Поскольку в Америке уже существовала команда (сказать по правде, и не одна) с таким названием, да и стиль группы начал приобретать неслыханные доселе черты, группа переименовала себя в Grateful Dead. Джери Гарсия выбрал это новое название практически наугад, методом научного тыка. Накурившись и пролистывая со скуки всяческие книги, он остановился на строчке, содержащей эти слова и что-то в его душе всколыхнулось. Не иначе как это был знак! Словосочетание “Благодарный мертвец” было взято из народного предания о том, как один человек, решился похоронить покойника, которого по каким-то причинам отказывались хоронить другие. Позже, если этот добрый человек попадал в какую-нибудь беду, в благодарность, дух погребенного умершего приходил к нему на помощь. Напоминает сказки Братьев Гримм или что-то в этом роде? Примерно этим и занимались “Деды”: помогали выбраться заплутавшим душам (или умам) из безумия мира к свету безграничного восприятия (надо полагать) с помощью своей музыки…

В названии группы также содержится ирония по поводу реалий своего времени, а именно - холодной войны, когда всю страну (да и мир) могла “накрыть медным тазом” ядерная угроза и “благодарные” (своему, самому гуманному правительству в мире) граждане в любой момент могли стать тенями на асфальте, ну или мертвецами, кому как больше нравится. “Часы Судного Дня” (метафизические часы, отсчитывающие минуты до начала атомного апокалипсиса, чьи стрелки неоднократно переводились на разное время в зависимости от напряженности внешних отношения США и СССР) не раз приближались к роковой отметке (кстати, могу сказать, сейчас, они тоже не так уж далеко от нее стоят) и угроза, была отнюдь не иллюзорна.

Аузли Стэнли
Несмотря на зловещее название, музыку играла группа довольно спокойную и позитивную. Это объяснялось отчасти тем, что большую часть времени (и в том числе на сцене) музыканты пребывали в состоянии некоторой обдолбанности. Что не удивительно, учитывая тот факт, что их покровителем был сам Аугустус Аузли Стэнли III (Augustus Owsley Stanley III) по прозвищу “Медведь” – один из крупнейших производителей кислоты в штатах. Музыканты долгое время жили в его роскошном доме в центре Сан-Франциско. Прямо в подвале этого дома производилась знаменитая кислота Аузли, находилась подпольная лаборатория и стоял автомат, который штамповал таблетки с кислотой. Все кругом было в химической пыли и не приторчать было нереально. Это выглядело примерно так: “Ну вот, опять галлюцинации, давненько же вас не было, черт возьми…” Музыканты репетируя и живя там постепенно привыкали играть (и жить) в измененном состоянии сознания – способность, которая несомненно пригодится им и в будущем. Еще Аузли был чудаковат тем, что исповедовал анти-углеводную диету и вообще считал человека – существом плотоядным. Так что, в тот период, члены группы питались исключительно мясом, лишь иногда, втихаря от Аузли позволяя себе какие-нибудь овощи, вконец устав от “поедания коровьих туш”, которые висели в морозильнике у Аузли.

 
Благодаря регулярным и (в большинстве своем) бесплатным концертам группа немедленно приобрела культовый статус среди патлато-цветастой части населения штата (короче говоря - хиппи), столь падкой на всяческие “ништяки” и “халяву”.
Также группа стала основным сопроводительным коллективом в “Кислотных Тестах”, проводимых “Веселыми проказниками”, при содействии Аузли, снабжавшем их своим “товаром” в неограниченных количествах. “Проказники” катались по стране на своем раскрашенном в психоделические цвета автобусе и проводили хэппенинги в различных городах, на которых каждый мог бесплатно “приобщится к культуре” и попробовать ЛСД. Эти мероприятия зачастую сопровождались световыми шоу и поэтическими чтениями (таких поэтов-битников как Аллен Гинзберг, например), дикими танцами, ну и само собой, живыми выступлениями Grateful Dead. За группой уверенно закреплялась репутация лучшей концертной команды Америки.
 


Настало время зафиксировать всю ту красоту, что группа исполняла на концертах и в студии.
Однако, первый опыт звукозаписи “Дедов” оказался не очень ярким.

Их дебютный сингл вышел в июле 1966-го на Scorpio Records.
Обе композиции, представленные на нем, не были написаны участниками группы, а скорее представляли из себя оригинальную обрабодку песен американской старины.
На первой стороне располагалась “Stealin' - американская народная песня, чье авторство часто приписывается темнокожему джаг-имузыканту Гасу Кэннону (Gus Cannon).
А на второй стороне была “Don't Ease Me In, кавер на темнокожего (тоже) и сейчас  малоизвестного (по причине малого количества сохранившихся записей) блюзмена Генри Томаса (Henry Thomas).
Сингл прошел незамеченным и остаток года группа провела в концертах.

Отыграв бесчисленное число раз на таких известных площадках как Филмор (Fillmore Auditorium) и Авалон (Avalon Ballroom) и в менее пафосных заведениях (типа колледжей, танцплощадок и солдатских казарм), часто деля сцену с другими примечательными местными коллективами (Jefferson Airplane, Big Brother And The Holding Company, Quicksilver Messenger Service, Moby Grape и Country Joe And The Fish), уже в январе 67-го группа стала одной из первых калифорнийских психоделических команд получивших контракт с крупной звукозаписывающей фирмой, а именно Warner Bros. Records

Музыканты отправляются на автобусе в Лос-Анджелес для записи своего первого альбома на принадлежащей лейблу RCA Studios. Джери Гарсие доводилось уже бывать там ранее, когда он помогал своим друзьям-музыкантам из группы Jefferson Airplane записывать их знаковый альбом “Surrealistic Pillow”, осенью 1966-го (сам альбом, как вы помните, вышел в начале 1967 и произвел настоящий фурор, а песни “Somebody To Love” и “White Rabbit” стали гимнами поколения и саундтреком Лета Любви).
“Деды” умудрились записать весь материал всего за четыре дня (что не удивительно, учитывая большой концертный опыт и потрясающую сыгранность коллектива) все в том же январе 1967. Над альбомом работали: звукоинженер Дик Богерт (Dick Bogert) и продюсер Дейв Хассинджер (Dave Hassinger), до этого работавший, в качестве инженера, с The Rolling Stones, а также Jefferson Airplane и Love.

Большинство тем на альбоме представляло собой переработанные версии песен, которые группа начала играть еще в свою бытность джаг-бэндом. Это были различные традиционные фолк-композиции и старые блюзы. Однако в исполнении группы, в особенности благодаря прекрасной клавишной работе Пигпена они обрели интересное и нетипичное звучание. Только три композиции (“The Golden Road”, “Cold Rain And Snow” и “Cream Puff War”) принадлежали перу участников группы. Также были записаны, но не вошли на альбом, посвященная другу и покровителю группы Аузли Стэнли, “Alice D. Millionaire” (естественно, здесь идет завуалированный намек и игра на созвучии с “LSD Millionaire”), и еще тройка традиционных песен (“Overseas Stomp”, “Tastebud” и “Death Don't Have No Mercy”).

Промо-плакат пластинки
Сам альбом (по-простому названный “The Grateful Dead”) вышел 17 марта 1967-го на лейбле Warner Bros. (WS 1689). На обложке пластинки был коллаж из фотографий участников группы, индийской бронзовой статуи на фоне крупного снимка вспышки на солнце. Сверху содержался зашифрованный текст в духе египетской Книги Мертвых “Над землей мрака, Благодарный Мертвец ведет ладью солнца” (In the land of the dark, the ship of the sun is driven by the Grateful Dead).
Обложку группе делали известные дизайнеры Стэнли “Мышь” Маус (Stanley Mouse) и Алтон Келли (Alton Kelley).

Несмотря на известность коллектива, альбом в момент выхода занял только 37 позицию в чартах Billboard (что не удивительно, для такого богатого, просто шедевральными альбомами, года) и в продажах провалился. Но группу это не сильно расстроило (скорее их лейбл), впереди ее ждало большое будущее, и Grateful Dead вновь отправились в очередные гастроли.
Ведь их преданность музыке была поистине безгранична!


Треклист альбома такой:

The Golden Road (To Unlimited Devotion) (J.Garcia-B.Kreutzmann-P.Lesh-R.McKernan-B.Weir)
Beat It On Down the Line (J.Fuller)
Good Morning Little School Girl (S.B.Williamson)
Cold Rain And Snow (J.Garcia-B.Kreutzmann-P.Lesh-R.McKernan-B.Weir)
Sitting On Top Of The World (W.Jacobs-L.Carter)
Cream Puff War (J.Garcia)
Morning Dew (B.Dobson-T.Rose)
New, New Minglewood Blues (trad.)
Viola Lee Blues (N.Lewis)

Комментариев нет:

Отправить комментарий