понедельник, 1 апреля 2013 г.

The 13th Floor Elevators - The Psychedelic Sounds Of The 13th Floor Elevators (1966)


Итак, вот мы и подошли к последнему из трех первых психоделических альбомов. Встречайте: The 13th Floor Elevators! Настоящие социально-опасные торчки.
Их дебютный альбом, носящий незамысловатое название “The Psychedelic Sounds Of The Thirteenth Floor Elevators”, вышел в уже столь знакомом нам 1966 году. “Психоделические звуки” прекрасно передает стиль группы. На этом альбоме сплелись воедино американский гаражный рок и психоделия. Мрачноватая атмосфера, отсылающие ко всякой эзотерической литературе, тексты, потрясающая обложка (одна из лучших обложек вообще, по-моему) – все это действительно психоделично! Но звук такой сырой, будто действительно писалось в гараже. Экспрессивный, немного джаггеровский вокал Роки Эриксона, периодически тонущий в общем музыкальном гуле, обильная реверберация на всех инструментах. Визитная карточка группы - электро-джаг (electric jug) Томми Холла, напоминающий всплывающие из-под воды пузыри, или раскручиваемый на веревочке свисток – это придает неповторимую окраску всему альбому. Этот инструмент представлял собой некий сосуд, наподобие кувшина, с опущенным в него микрофоном. И когда в него дули – получался такой вот необычный звук. Подобные штуки использовались в “шумовых” джаг-бэндах (помните песню Сида Барретта “Jugband Blues”?) и скиффл-командах. Эти ребята играли музыку, как на обычных инструментах, так и с использованием различных кустарных штук, типа всяких кастрюль, колотушек, свистелок, трещоток, стиральных досок, и т.д. В общем, любой хлам, пригодный для звукоизвлечения, шел в дело. В отличие от двух описанных ранее групп, The 13th Floor Elevators начинали не в “цивильном” Нью-Йорке, а в полицейско-ковбойском Техасе. Там за такие выходки и линчевать могли. Так что, все у них было по-хардкору!

Группа образовалась в Остине, штат Техас, в декабре 1965 года, когда Роки Эриксона (Roky Erickson), певшего, играл на гитаре и губной гармошке в местной гаражно-роковой банде The Spades, переманили в другую группу Lingsmen, куда входили:  гитарист Стейси Сазерленд (Stacy Sutherland), басист Бенни Турман (Benny Thurman) и барабанщик Джон Айк Уолтон (John Ike Walton). “Лопаты” до этого просуществовали недолго, успели записать всего пару синглов (две композиции с которых сыграют большую роль в нашей истории и если бы не они, ничего может, и не было, но об этом после), особого успеха не имели и в связи с уходом Роки, скоропостижно развалились. Lingsmen же, в ту пору, играли в меру примитивный рокешник и так и осталась рок-коллективом средней руки, если бы не их знакомство с выпускником Университета штата Техас, Томми Холлом (Tommy Hall). Томми интересовался и был весьма подкован, в вопросах восточной и западной философии, мистики и религии, писал стихи, и вскоре он, особыми музыкальными талантами не обладающий, присоединился к группе в качестве идеолога. А дабы не стоять на сцене без дела, он решил разнообразить звучание группы, и притом весьма специфическим образом, с помощью вышеупомянутого электро-джага. Именно Томми и его жена Клементина (Clementine) придумали группе новое звучное название: “Лифт до тринадцатого этажа”. Дело в том, что из-за суеверий, в американских небоскребах нет 13-го этажа, а после 12-го – сразу идет 14-ый. То есть, “лифт до 13-го этажа” должен был отвозить пассажира в какое-то несуществующее место. Также, название имело наркоманский подтекст, отсылая к 13 букве латиницы: “М” – “Марихуана“.

Надо сказать, что молодежные движения в Техасе, уж тем более группы, играющие всякую наркоманскую хрень, не приветствовались, и ребята с самого начала были не в почете у местных властей. План мэрии был прост – отпугнуть любых желающих попробовать наркотики посредством немилосердного преследования за хранение и употребление оных. В те времена в Техасе, за легкие наркотики (в частности, марихуану), можно было схлопотать не меньше, чем за тяжелые в других штатах. А именно: от 2 до 10 лет строгого режима (и совершенно удивительным на фоне этого, звучит тот факт, что галлюциногены, по недосмотрению властей оставались легальны в Техасе еще до конца десятилетия). И группа The 13th Floor Elevators, с их заумным названием разнузданно-анархистским образом жизни, была просто бельмом на глазу у законников. Наши герои как партизаны, в течение шести месяцев играли в кошки-мышки с полицией.

За это время они успели многое. Элеваторы закидывались наркотой, гремели с концертами по клубам штата, имели региональную известность и постепенно приобретали культовый статус в среде андеграунда, были любимы бунтующей молодежью и ненавидимы “добропорядочными американскими гражданами”. Их концерты регулярно собирали многочисленную и накуренную аудиторию, “цепные псы кровавого джонсоновского режима”, следовали за группой по пятам, но пока удача улыбалась коллективу и, им удавалось выйти сухими из воды. Настала пора зафиксировать результаты своей наркоманско-творческой деятельности.

“Лифты” подписали контракт с местным лейблом Contact Records и, под руководством предоставленного компанией продюсера Гордона Байнума (Gordon Bynum), записали две композиции для дебютного сингла 3 января на Andrus Studio в Хьюстоне. Не желая прогадать с выбором “будущего хита”, группа перезаписывает “проверенную” композицию (еще времен The Spades) Роки Эриксона “You’re Gonna Miss Me”. На второй стороне планируемой сорокапятки расположилась собственная вещь группы “Tried To Hide”. 17 января сингл поступил в продажу и занял 123 место в чарте Billboard, что было не так уж дурно для дебюта.

Но кайфовая жизнь не могла продолжаться вечно. Ведь любой наркоман в Техасе ходит как по лезвию ножа – до поимки. И, при их стиле жизни, не удивительно, что в тот же месяц, ребята коллективно попались с травой.
Всем им грозил срок. Группу спасло лишь то, что рассмотрение дела было перенесено на 8 августа, что дало музыкантов некоторое время на свободную деятельность в пределах штата. В феврале группа продолжила работу в студии и записала еще 9 песен, планируя выпустить альбом. Но этим планам не суждено было сбыться, из-за последующей неразберихи с лейблами.

В своей типично-раздолбайской манере Элеваторы забили на контракт уже подписанный с двумя звукозаписывающими компаниями Contact Records и Hanna Barbera (в Калифорнии), и подписали новый с International Artist (IA). Это была молодая компания (базировавшаяся в Хьюстоне), еще не имевшая большого опыта работы в музыкальном бизнесе, и когда песня Элеваторов “You’re Gonna Miss Me” заняла 123 место в национальном чарте, они не могли поверить свалившемуся на них успеху. Компания запустила новый тираж сингла (так как первый тираж, выпущенный Contact Records и Hanna Barbera 17 января, уже заканчивался).

Тем временем, неумолимо приближающийся, суд над участниками коллектива, все-таки состоялся. С горем пополам, всеми правдами и неправдами, (свою роль тут сыграло родство матушки Роки с женой судьи) удалось добиться того, что с Роки и Джона Айка, все же были сняты все обвинения, а Стейси и Томми получили всего по два года условно. К сожалению, Бенни хоть и удалось вырвать из лап закона, вскоре уволили из команды, так как он подсел на спиды и конкретно “поехал”. Группа была вынуждена искать нового басиста, коим стал Ронни Латермен (Ronnie Leatherman). В обновленном составе они двинули на западное побережье, подальше от суровых техасских порядков в солнечную Калифорнию.

Американский хит-парад 66-го
Пока Элеваторы колесили по Калифорнии и наслаждались свободой, они в очередной раз умудрились создать проблемы, но теперь уже своему новому лейблу.
Выяснилось, что у Contact Records сохранился материал, оставшийся от недавней попытки группы записать альбом, и они угрожают издать его. IA были вынуждены выкупить эти записи. Записи, позднее (в 2010 г.) будут изданы на диске “Headstone: The Contact Sessions”. Диск этот примечателен, как ранними версиями вошедших в дебютный альбом композиций, так и песней “I’m Gonna Love You Too” (кавер-версия классического хита Бадди Холли), собственной, не вошедшей в него “You Can’t Hurt Me Anymore”, композицией друга группы Пауэлла Сэт Джона (о нем, чуть позднее) “Take That Girl”, сингловой версией “Tried To Hide” (для дебютного альбома она была перезаписана), а также песенки из репертуара группы The Rolling Stones “Everybody Needs Somebody To Love” (вот вам, наглядная “пропаганда”). Вообще, я считаю этот момент важным, так как Роллинги, некоторое время обитавшие в Америке, сдается мне, очень повлияли на тамошних музыкантов в целом и на наших героев в особенности.
Тем временем, первый сингл группы уверенно двигался в чартах и за неделю добрался с 123-го до 55-го места.

Пауэлл Сэт Джон
Чтобы уладить свои разногласия с Contact Records, группа была вынуждена (по настоянию IA), к своему великому неудовольствию, вернуться в Техас, где 20 сентября приступила записи нового сингла, в Jones Studio. Продюсером записи выступил известный звукоинженер Боб Салливан (Bob Sullivan), специально приехавший для работы с группой из Далласа. Были записаны две композиции: своя “Reverberation (Doubt)” и “Kingdom Of Heaven” Пауэлла Сэт Джона (Powell St. John).
Этот персонаж, заслуживает, кстати, отдельного внимания. Он принимал активное участие в жизни местной блюзовой и психоделической сцены, играл на губной гармошке и гитаре в техасской группе The Conqueroo в середине шестидесятых. Элеваторы, за свою карьеру, записали ряд его песен (а именно: вышеупомянутые “Kingdom Of Heaven” и “Take That Girl”, а также “You Don't Know”, “Monkey Island” и “Slide Machine” со следующего альбома). Дженис Джоплин также исполняла одну его песню “Bye, Bye Baby”. Что не удивительно, ведь Дженис, подобно участникам The 13th Floor Elevators, всю первую половину шестидесятых мотавшаяся от Техаса до Калифорнии, успела некоторое время поиграть с Сэт Джоном в блюграсс-группе The Waller Creek Boys (в 1962 году). В мае 1966-го даже обсуждалась ее возможность (на фоне растущей популярности таких рок-групп с “поющими чиксами”, как Jefferson Airplane и The Great Society) присоединения к The 13th Floor Elevators но, к сожалению (а может быть и, к счастью), она присоединилась, сами знаете к кому…
Во время работы в студии Томми сумел достать куда более мощного, чем ЛСД, галлюциногена ДМТ и группа играла, закинувшись им. На следующий день после окончания микширования, они снова двинули в Калифорнию.






23-го сентября в 7 утра Элеваторы играли для заключенных в тюрьме Алькатрас, а вечером летели в Энрико, что возле Лос-Анджелеса, для участия в шоу Дика Кларка (Dick Clark), где им пришлось исполнять под-фанеру “You’re Gonna Miss Me”. Это популярное шоу, носившее название “Да будет Действо!” (Where The Action Is!), ежедневно шло по TV (начиная с 1965 по 1967 г.). Участие в нем сильно поспособствовало растущей известности The 13th Floor Elevators. Следующее выступление произошло на подростковой дискотеке в Сан-Леандро, а после, еще концерт, но уже в Сан-Рафаэле. Такой плотный график не мог не сказаться на работоспособности коллектива, порой им приходилось давать до четырех концертов за день, часто одно выступление от другого отделяло много мил пути, и все это время группа находилась под воздействием каких-нибудь стимуляторов.


Музыканты постепенно начали уставать, как от выступлений, так и друг от друга. Элеваторы разделились и виделись практически только на концертах. Роки, Томми и Клементина сняли квартиру неподалеку от центра Сан-Франциско, в хипповом райончике на МакАллистер-стрит. А Джон Айк, Ронни и Стейси поселились в отеле Fireside неподалеку от порта в Саусалито. Саусалито располагался на северном берегу бухты Сан-Франциско и между ними ходил паром. Но, даже живя вместе, Томми редко видел Роки. Большую часть свободного от концертов времени Эриксон проводил, болтаясь в городе закинувшись наркотой, иногда пропадая куда-то на несколько дней. Один раз он не объявился перед запланированным концертом, и остальные участники группы, были вынуждены срочно отправиться на поиски. Когда Роки все же удалось отыскать, он был очень плох. В другой раз Роки хоть присутствовал на концерте, но был настолько удолбан, что не мог петь. Группе пришлось импровизировать, чтобы хоть как-то отыграть концерт. Во время своего проживания в Сан-Франциско, Роки питался в основном галлюциногенами, лишь иногда закидывая в себя что-нибудь вроде гамбургера, чтобы не умереть от голода. Долго так продолжаться не могло. Когда в конце сентября копы остановили Роки на улице, он был в совершенном неадеквате и нес какой-то бред. Его уже собирались отправить в психушку, но Томми и сотоварищи вовремя поручились за Роки и, на этот раз, все закончилось благополучно.

Нарастала и напряженность с лейблом. IA требовали от Элеваторов новых записей, угрожая перестать выдавать музыкантам наличные. Они наняли Лелана Роджерса (Lelan Rogers), брата известного кантри-певца Кенни Роджерса, для работы с коллективом. Поэтому группа, вместе с новым продюсером и, немного поправившим свое душевное здоровье, Роки, двинулась в Даллас на Sumet Studio - личную студию Боба Салливана, для записи материала.

Томми, вдохновляясь идеями Гурджиева и Коржибски, рассматривал будущий альбом, как поле для выражения своей новой идеологии. По его задумке, альбом должен был представлять собой некую психоделическую карту пути к Просветлению.
По дороге до Далласа стало ясно, что в этой концепции не хватает предпоследней песни, и Томми прямо в машине написал новый текст, который позднее будет наложен группой на музыку старой композиции The Spades “We Sell Soul”. “Новая” работа получила название “Don’t Fall Down”.

Таким образом, все звенья этой цепочки были собраны, и манифест группы стал звучать следующим так:
Еще со времен Аристотеля, человек расставлял все свои знания и ценности вертикально, в отдельные независимые друг от друга группы: наука, религия, пол, отдых, работа и т.д. В языке, используемом им, его системе хранения информации, основной упор был сделан на идентификацию объектов в знакомые группы, а не на их совокупность и взаимосвязь. Поэтому, человек вынужден оперировать лишь одной группой понятий и инструментов сознания одновременно. Если бы человек мог с помощью гипноза заглянуть в свое прошлое, или подвергал сомнению (подобно Эйнштейну) его объективность, а также пересистематизировал свои знания, настолько, что все его ценности стали находиться на одном уровне, горизонтально, его сознанию открылась бы возможность охватить мир во всей его полноте.
Современный человек может изменить свое ментальное состояние, а также свой взгляд на мир (а также на свое взаимоотношение с ним и получаемую из него информацию) химическим способом. Нам открылась возможность переосмыслить свои знания, изменить свой язык и систему ценностей, очистить разум настолько, чтобы мысли стали более приближены к жизни и проблемам человечества, что позволит верно подойти к их решению.
Именно поиск такого “чистого разума” и послужил основой для написания песен с этого альбома:
“Ты сам не знаешь, насколько ты молод” (You Don't Know How Young You Are) пока не поймешь различие между людьми, использующими старые и новые понятия. Не важно, сколько тебе лет, важно, готова ли твоя голова принять новую правду. Таким образом, старая правда, покажется детским лепетом для человека, живущего новой. Старая система знаний ведет человека на поводу его страстей и невежества, как слепое животное.
“Ломая ритм” (Through The Rhythm) подводит итоги размеренной жизни по старой системе. Новая система знаний будет следующим этапом эволюции человечества. Новый человек будет смотреть на старого человека, как старый смотрит на обезьян.
“Обезьяний остров” (Monkey Island) - вот где ты почувствуешь себя, когда поймешь, что больше не принадлежишь старым порядкам.
“Колесо обозрения” (Roller Coaster) позволяет человеку подняться настолько, что узрит он новую правду и дорогу к ней. Далее, твой путь продолжится на "Пожарной машине" (Fire Engine).
“Сомнения” (Reverberation) являются главной проблемой человека. Сомнения затуманивают разум и сбивают с пути. Если человек, осмыслит свои действия и поверит, что двигается в верном направлении, не будет места колебаниям и сомнениям.
“Скрывая правду” (Tried To Hide) кто-то будет выдавать себя за твоего попутчика, двигаясь с тобой, не понимая истинной сути путешествия и твоих целей. Но рано или поздно, вы будете вынуждены расстаться, сказав друг другу “Тебе будет не хватать меня” (You’re Gonna Miss Me).
“Я где-то видел тебя раньше” (Splash 1) скажешь ты тому незнакомцу, в котором увидишь отражение собственного пути. Встреча с таким человеком, озарит весь ваш путь, вы будете понимать друг друга так, будто были знакомы всю жизнь.
Со словами “Держись” (Don’t Fall Down), он протянет тебе руку помощи.
“И да прибудет с тобой Царствие Небесное” (The Kingdom Of Heaven is Within You) и да обретешь ты Его в самом Себе. Ибо сказано в Библии и притчах Соломоновых, лишь тот избежит участи, предсказанной в “Откровение”, кто поймет и примет истинного Бога внутри себя.
Вот такое вот эзотерическое христианство…

9 октября вся компания прибыла в Даллас примерно к середине дня и остановилась в отеле Marriot Motor Inn. Спустя несколько часов, музыканты закинулись кислотой и отправились в студию, чтобы приступить к записи около 2-х часов ночи. Томми, сильно нервничавший перед записью своих партий электро-джага, пытаясь развеяться, прогуливался по крыше студии издавая странные звуки (это он так типа, прочищал горло), что и попалось на глаза копам, которые проявили любопытство и решили выяснить, что к чему. Когда полицейские ворвались в студию, Стейси едва успел спустить в унитаз всю имеющуюся при себе траву. Обстановка становилась напряженной, но к счастью, босс IA - Билл Диллард (Bill Dillard) и Лелан Роджерс вовремя вернулись из пиццерии напротив и успели взять ситуацию в свои руки.

С четырьмя уже готовыми треками в наличии (“You’re Gonna Miss Me”, “Reverberation”, “Kingdom Of Heaven” и “Splash 1”, записанная еще с Бенни Турманом в апреле в Далласе, на той же Sumet Studio, текст которой написала жена Томми Холла, Клементина) группе оставалось записать семь песен, чтобы “добить” альбом. “Tried To Hide”, записанная раннее в качестве бисайда к первому синглу, нуждалась в перезаписи для придания ей более “кислотного” звучания. Со всем этим ребята справилась всего за 4 часа (кроме, записи “Don’t Fall Down”, которую перенесли на следующий день). Но следующий день, все они видимо встали не с той ноги и, потратив пять часов впустую, не смогли записать “Don’t Fall Down” так, чтобы остаться довольными результатом. Поскольку студия была забронирована на них только до 11 октября, группе пришлось отправиться в Хьюстон для перезаписи последнего трека на уже знакомой Jones Studio.

По окончанию работы над альбомом, музыканты сразу же отправились в очередные гастроли по Калифорнии, где вполне заслуженно выступили хедлайнерами на концерте, проходившем в колледже города Сан-Матео 15-го октября. На следующий день их ждало участие в концерте, приуроченном к юбилею культового клуба Авалон (Avalon Ballroom), под названием “Все ночи Техаса” (All Texan Night), вместе с Дженис Джоплин в составе Big Brother And The Holding Company и группой The Sir Douglas Quintet.




International Artist, с целью рекламы грядущего альбома, запустила в тираж второй сингл группы “Reverberation (Doubt)”“Fire Engine” на второй стороне). Сингл вышел 20 октября, но, к разочарованию компании (хотя во многом, по ее вине, в виду отсутствия какого-либо промоушена), успеха первого не повторил, заняв скромное 129 место в чарте Billboard, не сильно продвинувшись впоследствии. Причем, лейбл выпустил сингл, допустив забавную ошибку в названии, так как заглавный трек был обозначен как “ReverbAration (Doubt)”.

Тем временем, Элеваторы, последний раз в этом году, дали концерт в Авалоне, который закончился провалом, по той причине, что их “коллеги” (а точнее, конкуренты) по сцене Moby Grape, сорвали выступление, не желая быть задвинутыми на второй план.

Несмотря на то, что у группы, как и у их звукозаписывающей фирмы, дела не шли неважно, полноценный альбом, под названием “The Psychedelic Sounds Of The Thirteenth Floor Elevators” (IALP#1) все же был вышел 26 ноября 1966-го. Обложку для альбома (которую я так нахваливал в начале статьи) сделал Джон Кливленд (John Cleveland).

Когда сами музыканты впервые услышали свои песни на пластинке, они пришли в ужас. Звучание альбома оказалось слишком грязным даже для них. Но больше всех сокрушался Томми: издавая альбом, лейбл расположил песни в произвольном порядке, разрушая тем самым изначальную концепцию.
Тем не менее, Элеваторы все-таки устроили закрытую вечеринку в связи с презентацией этой пластинки, на плавучей лаборатории по производству ЛСД, неподалеку от Сан-Франциско, где к ним временно присоединился их первый басист Бенни Турман.
Руководство лейбла, разочарованное плохими продажами предальбомного сингла, не стало активно продвигать альбом в прессе и на радио, а музыканты была настолько измотаны, что не смогли совершить тур в его поддержку. Поэтому, продажи альбома, были довольно скромные.

Такая вот история…

P.S. само собой, дальнейшую историю таких выдающихся психонавтов, как The 13th Floor Elevators, мы не можем обойти стороной, и еще не раз вернемся к ним, а пока, отправимся в свободное плавание по волнам “психоделического звучания”. Киты закончились, далее пойдет рыбешка поменьше… Но это не значит что, она будет хуже этих!

Треклист альбома такой:

You're Gonna Miss Me (R.Erickson)
Roller Coaster (T.Hall-S.Sutherland-R.Erickson)
Splash 1 (C.Hall-R.Erickson)
Reverberation (T.Hall-S.Sutherland-R.Erickson)
Don't Fall Down (T.Hall-R.Erickson)
Fire Engine (T.Hall-S.Sutherland-R.Erickson)
Thru The Rhythm (T.Hall-S.Sutherland)
You Don't Know (Powell St. John)
Kingdom Of Heaven (Powell St. John)
Monkey Island (Powell St. John)
Tried To Hide (T.Hall-S.Sutherland)

Комментариев нет:

Отправить комментарий