четверг, 18 апреля 2013 г.

The 13th Floor Elevators - Easter Everywhere (1967)



Пасха - повсюду, Пасха – навсегда!
Вот и обещанное продолжение истории славного эзотерически-психоделического коллектива The 13th Floor Elevators! Расскажу-ка я вам сейчас об их втором альбоме “Easter Everywhere”. Здесь хочу обратить ваше внимание (хотя, наверняка, вы и сами уже замечали) на тот факт, что многие неплохие психоделические коллективы сдулись после первого же альбома (который и становился их единственным). Но в данном случае, “ребята - молодцы, не опустили руки, и нашли в себе силы продолжить играть этот ваш психоделический рок”. Все-таки психоделия и связанный с ней образ жизни, “не для слабаков”. Не всякий мозг сможет такое долго выдерживать, так что - слава психонавтам! 

Как по мне, второй альбом вышел у них не хуже первого. На уровне, а уровень – о-го-го! Звук стал менее грязным, помягче, но от этого группа ничего не потеряла, а совсем наоборот, такому “попсачу”, как я, в самый раз. Плюс, набирал обороты чудовищный концептуализм и метафоризм текстов, особенно ярко выраженный в заглавной композиции альбома: “Slip Inside This House”. Должен вам сказать, что это – нечто! Если вы ее не слышали, то сейчас же, обязательно послушайте! Несколько лет назад я, из любопытства, пытался переводить тексты любимых песен. Лирика ни Моррисона, ни Барретта не вызвала у меня особых затруднений, но на этом тексте, мой мозг чуть не сломался от количества свалившихся на него образов и информации, которые умудрились впихнуть в этот, семи с лишним минутный трек, его создатели. Даже сейчас, после написания этой статейки, мне до сих пор не все ясно… А вам?
Ну да ладно, вернемся непосредственно к:

Там где мы последний раз остановились на истории Элеваторов, дела у них, мягко говоря, шли неважно. На дворе был уже 67-й год. К тому времени, психоделическая революция уже уверенно шагала по земному шару, оказывала свое влияние на все большее и большее количество умов и умишек, со всеми вытекающими последствиями. Приближалось Лето Любви, солнце движения хиппи было пока еще в зените, но пионеры психоделии, The 13th Floor Elevators, были сильно измотаны бешенным концертным графиком и огромными дозами принимаемых веществ. Постоянно норовящий нависнуть над их головами меч Фемиды, в лице сурового техасского правосудия, личные разногласиям внутри коллектива, конфликт с руководством лейбла, плохие продажами дебютного альбома – все это, также не добавляли оптимизма. Картина была безрадостная…
Но, не смотря на это, в безумном и гениальном мозгу идеолога группы Томми Холла, уже зрел материал для очередного амбициозного проекта, который, по всей вероятности, должен был вылиться в новый альбом.

Для начала, чтобы хоть немного подзаработать на жизнь и наркотики, а также, уменьшить давление со стороны лейбла, требующего все новые и новые “хиты”, музыканты отправились в хьюстонскую Andrus Studio для записи очередного сингла. Сессии проходили с 17 по 18 января, были записаны песни “I’ve Got Levitation” и “Before You Accuse Me” (и вышедшие в качестве сингла 3-го февраля), а также, композиция “She Lives (In A Time Of Her Own)”.

Однако, при всем обилии идей, и свежевыпущенного сингла, репетиции и концерты проходили нерегулярно, часто срывались, постоянно находился кто-то отлынивающий от работы, и становилось все более очевидно, что в коллективе назрел раскол.

В конце концов, ритм-секция Элеваторов (в лице Джона Айка Уолтона и Ронни Латермена) решает окончательно забросить осточертевшую работу в группе и, расторгнув свои контракты с International Artist, перебирается из Техаса в уже не раз приютившую их Калифорнию. Стейси Сазерленд поначалу тоже собирался двинуть вслед за этими ренегатами и тогда, возможно на дальнейшей истории коллектива можно было поставить крест, но этому помешал случай, хоть и более чем неприятный для Стейси, но спасительный для бэнда. 

Охотничий домик Стейси
В самом начале лета, при очередной полицейской облаве на Элеваторов, в багажнике машины Стейси были обнаружены следы марихуаны и теперь он (находясь под следствием) никак не мог пересечь границы штата. Ему не оставалось ничего, кроме как продолжить работу с коллективом, дожидаясь снятия с себя обвинений. Оставшиеся члены группы, заручившись помощью двух Денни: Денни Галиндо (Danny Galindo) (бас) и Денни Томаса (Danny Galindo) (барабаны) засели в охотничьем домике, принадлежащем Стейси Сазерленду, расположенном на вершине холма, неподалеку от города Кервилл, где они и провели большую часть Лета Любви, сочиняя, репетируя и оттачивая новый материал, как истинные целеустремленные затворники.

К концу лета, группа вновь вернулась в Andrus Studio, где приступила ко второму этапу звукозаписи. Сессии, с перерывами, продолжались с 25-го августа, по 24-е сентября и за этот период были записаны все оставшиеся песни (плюс – не вошедший в финальный микс, ауттейк “Fire In My Bones”).

Альбом “Easter Everywhere” вышел 25 октября 1967-го года, на лейбле International Artist (IALP#5). Продюсировал его Лелан Роджерс, уже работавший над предыдущим альбомом группы. Группа получила многочисленные лестные отзывы критиков и даже была названа “интеллектуальным роком” в журнале Billboard.
Продолжая и развивая основную тематику первого альбома (Путь к Просветлению), фундаментом для второго альбома стала смелая идея объединения Восточной и Западной философии, кислотных откровений, науки и мистики, переосмысление понятия Бога, и в конечном итоге, достижение постматериального бессмертия!

Когда-то давно и буддизм, и христианство были гораздо ближе друг к другу, считал Томми. Но две тысячи лет назад (во времена Нового Завета) христианством были утрачены многие знания. Западный ум, поддавшись материалистичным заблуждениям, отринул немало ортодоксальных идей Старого Завета, переписав христианские догмы, на новый лад. Изрядная часть древних знаний была либо забыта, либо намеренно уничтожена или скрыта и зашифрована в непонятную современному человеку символику. Что-то из этого сохранилось только в виде апокрифов (неканонических источников) и в гностической литературе. Объединение христианства и ведических традиций привело бы к возрождению изначальной формы этих религий и обретению утраченных знаний. Томми надеялся решить эту головоломку, вернув в христианство недостающие в нем фрагменты из буддизма.

Вышеуказанный символизм отразился и в художественном оформлении обложки альбома. Сама ее форма (квадратный конверт), являет собой символ материального мира, внутри которого заключен мир духовный (пластинка форме окружности).
Для задней стороны было выбрано изображение, найденное Томми в книге “Тантрическое искусство” индуса Аджита Мукерджи, изданной в Штатах в 1966 году. Это была индийская картина 18-го века изображающая медитирующего йога. Изображение содержало схематичное расположение семи чакр на теле йога, выровненных вдоль его туловища тремя линиями энергии (энергетические каналы). Томми посчитал, что эта картина достаточно наглядно демонстрирует этапы достижения Просветления. Для духовного развития необходимо последовательное открытие всех этих чакр (энергетических центров) расположенных вдоль позвоночника снизу вверх, что приведет к открытию шестой чакры – третьему глазу (Аджна). Третий глаз позволит человеку видеть реальность сквозь пелену иллюзий, получить божественные знания и достичь Нирваны. По достижению Нирваны, душа выходит из тела и соединяется с первородной жизненной энергией, где сохраняет воспоминания обо всех своих прошлых жизнях, обретая бессмертие сознания. Так достигается седьмая чакра (Сахасрара), находящаяся вне физического тела.


Лицевая сторона обложки содержала, изображенное на золотом (божественный цвет) фоне, солнце (символ третьего глаза). Ниже него располагалось название группы, выполненное в виде бровей, красным (цвет Будды) цветом. Все вместе, это напоминало раскрывшийся цветок лотоса с двумя лепестками (что также является символом шестой чакры). Картинка снова была позаимствована из книжки Мукерджи. Поверх этого располагалось название альбома, венчающее собой седьмую “внешнюю” чакру. Золотая краска, которой была покрыта обложка, то ли в результате брака, то ли для пущего символизма (“Пусть Солнце оставит след на твоих руках…”), имела свойство шелушиться и оставляла следы на пальцах. Оформление альбома было довольно дорогим для своего времени, конверт содержал тексты песен и фотографии музыкантов.

Открывала “Easter Everywhere” эпическая “Slip Inside This House”. Как можно понять из названия, ведущей темой этой композиции является “дом” и пребывание внутри его. Вдохновляясь идеями Гурджиева, Томми представлял грамотное духовное движение к Просветлению, как перемещение из одной комнаты этого “дома” в другую с растущей осознанностью человека. Этот переход – символизировал последовательное открытие чакр в теле, вдоль линии энергетических каналов, симметричных позвоночнику. В тексте это прямо указано: “Все твои молнии внутри тебя, ждут путешествия вдоль твоей спины” (All your lightning waits inside you, Travel it along your spine). Далее шел переход из одного “дома” (физического тела) в другой “дом”, символизирующий смерть с последующим перерождением. Так, человеческий дух, был обречен на вечные скитания и “кочевное существование“. Образы кочевников бедуинов и цыган, также присутствует в начале песни (Bedoin in tribes ascending... Twice born Gypsies care and keep).

Еще, в тексте упоминается такой известный символ, как “крест”. Этот знак, заимствованный ранним христианством из язычества, имеет вид человеческого тела, с вытянутыми в бок руками. Западные церкви (в особенности, католические) нередко повторяют его форму. И если соотнести эти образы (креста и тела) то, во время богослужения священник стоял в центре “головы” (что соответствовало расположению шестой чакры) а прихожане – ниже, в других “частях тела”.

Далее идут отсылки к нумерологии:
"Двадцать четыре птицы майя ..." (Four and twenty birds of Maya…)
"Семь Звезд предскажут твое появление, Семь печатей хранят божественное, Семь церквей заполнят душу..." (Seven Stars receive your visit, Seven seals remain divine, Seven churches filled with spirit…)
"В четыре раза сократить вероятность...» (Shrink the four-fold circumstance…)

Все религии придают большое значение цифрам и числам, наделяя их мистической силой. Семь ангелов стоят по правую руку Иисуса (семь звезд созвездия Плеяд), семь ламп, стоящих у трона Господнего, семь великих церквей Малой Азии (в Эфесе, Измире, Пергаме, Акхисаре, Сарде, Алашехире и Данезли). Опять же, прослеживается параллель с семью чакрами.
Семь печатей, семь труб и семь чаш упоминаются в “Откровении” Иоанна Богослова. Первые четыре печати являются четырьмя всадниками апокалипсиса (антихрист, война, голод, чума). Пятой “разломленной” печатью станут молитвы страдающих людей, обращенные к Богу, о справедливости. Шестая печать будет сломана, когда Господь услышит эти молитвы и с небес явятся семь ангелов с семью трубами, дабы судить выживших. Звук каждой из этих семи труб, будет возвещать начало очередного суда над смертными. Первый Суд – принесет град и огонь с небес, Второй – иссушит моря, Третий – реки и озера, Четвертый – солнечное затмение, Пятый – нашествие саранчи, пожирающей всю пищу, Шестой – освободит демоническую армию, которая понесется убивать выживших, Седьмой – призовет на Землю ангелов с семью чашами Божьего гнева. В Первой Чаше будут болезни, во Второй – жажда, Третья – превратит реки в кровь, Четвертая – раскалит солнце так, что его излучение будет причинять боль, Пятая – навсегда погасит его, Шестая – будет предзнаменовать битву с армией антихриста, Седьмая – разрушительное землетрясение и камни с небес. Фигово, не правда ли?!

Число “четыре” – священно для буддистов. Основатель религии имел четыре имени-статуса: Гаутама (земное имя), Сиддхартха (выполнивший свое предназначение), Шакьямуни (мудрец из рода Шакья) и Будда (просветленный). Буддистское Древо Жизни (Дамба) имеет четыре ветви, от его корней текут четыре священных реки, символизирующие четыре безграничных желания: сострадание, привязанность, любовь, беспристрастность. На иврите, тетраграмматон YHWH (состоящий из четырех букв) означал непроизносимое имя Бога. Пифагор, много лет проживший на Востоке и разделявший теорию о переселении душ, считал “четверку” (Тетрактис) священной. Именно ей клялись его последователи пифагорейцы. Сам Тетраксис представлял собой 10 точек (эти точки располагаются на четырех горизонтальных уровнях, начиная с одной – на первом уровне, и заканчивая четырьмя – на четвертом уровне) соединенных линиями, образующие собой 9 треугольников, вписанных в один. Так, прежде всего Тетраксис символизировал собой Единого (Бога) в четырех его гностическим аспектам (Отец, Сын, Мать и Дух). Эта математически-геометрическая иллюстрация тесно связана с другой теорией Пифагора – “гармонией сфер”, касающейся музыкального искусства. Пифагор и его последователи считали, что космос наполнен гармоническими звучаниями, исходящими от движущихся планет. Тут уже прослеживается взаимосвязь между количеством планет в солнечной системе и нот (все те же “семь”).

Также, Пифагор развивал учение о пропорции звуков. Во время изучения монохорда – древнего музыкального инструмента, представлявшего из себя доску с одной единственной струной, им были открыты такие музыкальные интервалы как: октава (2/1), квинта (3/2) и кварта (4/3). Чистая квинта (3/2) – является наиболее гармоничным и устойчивым интервалом, и обозначается цифрой “пять” (собственно, само слово “quinta” – на латыни и означает – “пятая”). Буддисты, также считали, что музыка может помочь придти к Просветлению, а в христианстве, до 15 века, церковные песнопения также основывались на пентатонике, предполагая Бога, в качестве слушателя. Земная музыка – была отражением музыки небесной, а музыканты и слушатели, посредством ее – приобщались к гармонии вселенной.

Во время работы в студии большинство музыкантов находились под кислотой, а для создания соответствующей атмосферы, Томми повсюду развесил картинки со стилистическим изображением солнца с цифрой “пять” в центре. Пять мировых эпох майя, пять океанов, пять членов группы The 13th Floor Elevators, серийный номер пластинки Easter Everywhere” (IALP#5) в каталоге IA, по пять песен на каждой стороне ее, определенно, наибольший символический акцент был сделан на цифре “пять”.

Порядок песен на альбоме, представлял собой круговорот бытия человеческого духа: рождение-жизнь-смерть-реинкарнация. В текстах песен, помимо прочего, описывается, разрушительное для человеческой цивилизации землетрясение (Earthquake), взятое, видимо, из “Откровений” Иоанна Богослова, обращение в прах и космической пыль человеческого тела (Dust), последующий полет духа (Levitation) и последующее бестелесное существование (Postures).
Have You Got It Yet?!

Большинство текстов песен принадлежало перу Томми Холла, но одна (Slide Machine) была авторства давнего друга группы Пауэлла Сэт Джона, несколько композиций которого были использованы и на прошлом альбоме, а также, кавер на Боба Дилана (Baby Blue). Томми, Роки и Стейси, наученные горьким опытом предыдущего альбома, старались как можно больше контролировать процесс звукозаписи и микширования, постоянно вступая в перепалки со звукорежиссером студии Фрэнком Дэвисом (Frank Davis) и продюсером, пытаясь добиться именно того звучания, которое было нужным альбому. Это дало свои результаты, и на этот раз, группа осталась довольна, своим детищем.




После выхода пластинки музыканты вернулись к концертной деятельности, играя на стадионах, а также дали серию грандиозных шоу, сопровождаемых психоделическими светоэффектами в культовом, среди техасского андеграунда, клубе Вулкан (The Vulcan Gas Company), расположенном в Остине. Казалось бы, вот он, заслуженный триумф, но Фортуна, в очередной раз не улыбнулась Элеваторам, отдав их на растерзание Фемиде. Но об этой трагичной истории вы узнаете позднее…

Треклист альбома такой:

Slip Inside This House (T.Hall-R.Erickson)
Slide Machine (Powell St. John)
She Lives (In A Time Of Her Own) (T.Hall-R.Erickson)
Nobody To Love (S.Sutherland)
(It’s All Over Now) Baby Blue (B.Dylan)
Earthquake (T.Hall-R.Erickson)
Dust (T.Hall-R.Erickson)
Levitation (T.Hall-S.Sutherland)
I Had To Tell You (T.Hall-S.Sutherland)
Postures (Leave Your Body Behind) (T.Hall-R.Erickson)

Комментариев нет:

Отправить комментарий