среда, 25 марта 2015 г.

Безальбомные герои - The Spades


Данный коллектив, интересен и известен (хоть немного, но) в первую очередь благодаря участию в нем Роки Эриксона – будущего вокалиста гаражно-психоделической группы The 13th Floor Elevators.
Попробую рассказать вам непродолжительную историю The Spades:

Группа эта была образованна в 1963-м году четырьмя учениками Старшей школы имени Тревиса (Travis High School), что в Остине, штат Техас.

В ней играли:
Джон Шропшер (John Shropshire) – вокал, ритм-гитара.
Джек Раундтри (Jack Roundtree) – соло-гитара.
Эрни Кэлли (Ernie Culley) – ритм-гитара.
Джон Керни (John Kearney) – барабаны.

Что интересно, Раунди и Кэлли приходились друг другу двоюродными братьями. Ну а что касается названия, The Spades (Лопаты), оно, скорее всего, отсылает к азартным играм. В США, масти игральных карт называются: (булава), (бриллиант), (сердце), (лопата). В общем, на реалии Дикого Запада.

The Spades, будучи, поначалу заурядным бойз-бэндом, выступали на всяких школьных танцульках и других локальных мероприятия, исполняя стандартный набор чужих композиций. Среди учеников Тревисовской старшей школы, вообще, похоже, было модно организовывать музыкальные коллективы, так как там, на подобном уровне, действовало немало молодых групп. Если вы заметили, поначалу, в составе The Spades было аж 3 гитариста и ни одного басиста, так как то были времена популярности инструментальных рок-бэндов вроде The Shadows и The Ventures. Но потом эта ситуация изменилась, группа стала больее ориентирована на песенный репертуар, а Эрни Кэлли был переведен на бас-гитару.

К 1965-му году ребята дорастают до звукозаписи и выпуска сингла. Музыканты отправляются в Austin Custom Recording Studios, где записывают две вещи: оригинальную I Need A Girl (сочиненную Джоном Шропшером) и Do You Want To Dance?” – перепевку соул-певца Бобби Фримана. 12-го апреля 1965-го года обе эти песни выходят в виде сингла на небольшом местном лейбле Zero Records. Глава этого лейбла Гэри МакКаскилл (Gary McCaskill) становится по совместительству еще и менеджером The Spades.

Вскоре после выхода дебютного сингла The Spades, состав коллектива поменяется. Их лидер-гитарист Джек Раундтри женится и решает забросить музыку. The Spades срочно требуется замена Джека. Тут Джон Керни приглашает в группу своего друга Роджера Кинарда Эриксона (Roger Kynard Erickson), более известного как Роки Эриксон (Roky Erickson).

Молодой Роки Эриксон
Роки до этого играл в ряде других музыкальных коллективах Тревисовской старшей школы -  The Missing Links, The Delmores, The Fugitives и The Roulettes. К своим семнадцати годам Эриксон мог похвастаться уверенной гитарной техникой, незаурядными вокальными данными, и сочинением двух неплохих песен: Youre Gonna Miss Me и “We Sell Soul”. А еще Роки носил самые длинные волосы из всех парней, учащихся в Тревисовской средней школе. Настолько длинные, что вскоре (осенью 65-го), нежелающего их подстригать, Роки исключат из школы. Но Роки не сильно расстроится, так как играть на гитаре, пить пиво и курить траву он любил куда больше, чем скучные школьные занятия! Хотя, конечно, по современным меркам волосы Роки не кажутся такими уж длинными, но для 65-го это конечно был вызов.

В виду вышеперечисленных данных, коими обладал Роки, по приходу в The Spades он сразу же задвинет их предыдущего лидер-вокалиста Джона Шропшера на второй план. Также он позовет в The Spades своего приятеля и бывшего коллегу по The Missing Links – Джона Эли (John Eli), по прозвищу Эльф (Elf). В The Missing Links он играл на бас-гитаре, но в The Spades уже был басист, так что здесь ему достался тамбурин и роль бэк-вокалиста.

Итак, с приходом Эриксона и Эльфа, состав The Spades стал выглядеть так:
Роки Эриксон – вокал, соло-гитара, губная гармошка.
Джон Шропшер – ритм-гитара, бэк-вокал.
Эрни Кэлли – бас-гитара.
Джон “Эльф” Эли – тамбурин, бэк-вокал.
Джон Керни – барабаны.

Келли, Эриксон, Керни, Эльф и Шропшер
Обновленные The Spades возвращаются к концертной деятельности, выступая по клубам и барам с репертуаром из двух эриксоновских песен и солидным набором чужих (The Rolling Stones, The Beatles, The Kinks, The Who, Them и Боба Дилана). Причем выступают они уже не только в родном Остине, но и ездят с концертами до Сан-Антонио и Далласа.

Также The Spades принимают участие в “Битве групп” (Battle Of The Bands), организованной техасской радиостанцией KOKE и прошедшей в остинском Муниципальном зале (Municipal Auditorium). Выступление “Лопат”, по воспоминаниям Джона Керни, сопровождалось серьезными проблемами со звуком, так что победу присудили другой команде - The Baby Cakes.

В скором времени (ориентировочно в октябре) в Остине открылся новый клуб Le Lollypop, где стали проходить концерты и вечеринки, сопровождаемые выступление гоу-гоу танцовщиц. Гоу-гоу – это что-то вроде стриптиза, но, как правило, без раздевания, ну или топлес. В течение пары месяцев The Spades будут регулярно играть в Le Lollypop по выходным.

В ноябре, наконец, музыканты соберутся записать два эриксоновских оригинала “You’re Gonna Miss Me” и “We Sell Soul”. Для этого они отправляются в Сан-Антонио, где 7 ноября на Texas Sound Studios проведут сессию звукозаписи, организованные для них Гэри МакКаскиллом. Уж не знаю, зачем им потребовалось ехать в другой город (как будто бы в Остине – столице штата, не было нормальных студий), тем более что качеством получившихся записей музыканты остались недовольны? Но, тем не менее, все же решают издать их на сингле.

18 ноября 1965-го менеджер группы - Гэри МакКаскилл выпускает сорокапятку Youre Gonna Miss Me/We Sell Soul на своем лейбле Zero Records. Интересный факт, что авторство обоих песен здесь приписывается некому Эмилю Шварцу (Emil Schwartze). Звучит по-немецки! На самом деле, как мы знаем, это были эриксоновские песни. Дело в том, что незадолго до выхода сингла, Роки в голову пришла идея издать эти песни под каким-нибудь дурацким псевдонимом (что он считал забавным).

Что касается самих записей: звук тут и правда сыроват. В Youre Gonna Miss Me особенно выделяется пронзительная, буквально бьющая по мозгам, губная гармошка. Уж слишком громко она звучит относительно других инструментов! Да и вокал Эриксона/Шварца здесь еще не так крут, как на будущих записях с The 13th Floor Elevators (может, не хватает реверберации?).
В We Sell Soul никакой губной гармошки нет, но завышена громкость вокала. И уж слишком Роки, “кривляется”, пытаясь закосить под какого-то черного вокалиста, типа Джеймса Брауна!

Благодаря стараниям Гэри МакКаскилла эти песни, хоть и ненадолго, но попадают в ротацию радиостанции KOKE. Так, The Spades становятся известными (пусть и в рамках лишь родного штата).

Джеки Каллендорф, Эриксон и Пэтти Бидилло
Выступления группы по-прежнему проходят в Le Lollypop. Однако, в том же месяце (то есть в ноябре) это заведение будет закрыто. Единственным положительным моментом в этом было то, что две девицы, танцевавшие в Le Lollypop – Джекки Каллендорф (Jacky Kellendorf) и Пэтти Бадилло (Patty Badillo) (вероятнее всего – это их сценические псевдонимы, а не настоящие имена), изъявили желание продолжить работать с группой. Так у The Spades появилась своя собственная гоу-гоу подтанцовка!

Новой концертной площадкой для The Spades и девчонок стал клуб The Jade Room. Их выступления там пользуются популярностью и еще сильней укрепляют статус группы. В отличие от Le Lollypop (с бухлом и гоу-гоу танцами), куда несовершеннолетним посетителям вход был воспрещен, The Jade Room ориентировались на молодежную аудиторию. Туда могли ходить подростки – основные слушатели The Spades.

А еще в The Jade Room, Роки познакомился с Томми Холлом (Tommy Hall). Хотя, их встреча вполне могла бы произойти в каком-нибудь другом клубе… Для The Spades, это знакомство станет роковым, а для Эриксона судьбоносным.

Томми Холл
Кто же такой этот Томми Холл? Томми был немного старше Роки (Томми тогда было 22, а Роки - 18) и учился в Университета штата Техас на философа. Помимо философии Холла интересовала психология, мистика, мировые религии, а также расширение сознания (с галлюциногенами и без). Он верил, что грядут новые “психоделические времена”, и а работа с сознанием – основной аспект дальнейшей эволюции человека как вида. А главное, Томми считал, что рок-музыка может стать неплохим рупором, чтобы донести эти мысли до общества!

За несколько месяцев до знакомства с Эриксоном, Томми подружился с другими музыкантами – членами коллектива The Lingsmen. Группа эта образовалась в Кервилле (небольшой городок неподалеку от Остина и Сан-Антонио) и некоторое время исполняла скиффл (то есть нечто фолковое и близкое к блюзу и кантри).

В The Lingsmen играли:
Макс Ранг (Max Range) – вокал.
Стейси Сазерленд (Stacy Sutherland) – акустическая гитара.
Джон Айк Уолтон (John Ike Walton) – банджо.
Бенни Турман (Benny Thurman) – скрипка.

Но к моменту знакомства с Холлом, The Lingsmen уже сменили свои ориентиры, электрифицировались и были рок-бэндом. В 65-м, Боб Дилан – главный ориентир для американских фолк-музыкантов, внезапно выпустил электрический альбом “Bringing It All Back Home”. Фолк-сцена разделилась на тех, кто воспринял это в штыки, и тех, кто последовал дилановскому примеру (The Lingsmen были из тех, кто последовал).

Ранг, Уолтон, Сазерленд и Турман
Вокалист Макс заделался ритм-гитаристом, Стейси – стал соло-гитаристом, Джон – барабанщиком, а Бенни заиграл на басу. Лето 65-го The Lingsmen провели, работая в клубе The Dunes. Место это находилось в Порт Аранзасе, а сам Порт Аранзас - на острове в Мексиканском заливе, входящем в состав штата Техас.

Их выступления в The Dunes шли с переменным успехом. Все пребывание в Порт Аранзасе, Стейси, Бенни и Джон либо бухали, либо принимали кодеин, поэтому частенько были в неадеквате. И на сцене, то “показывали класс”, то играли “не очень”. Чем страшно злили своего фронтмена Макса Ранга. Он забав коллег по группе не разделял, и вообще, был ответственным парнем. В конце концов, ребята его доконают. Макс свалит из группы, чтобы выступать в Порт Аранзасе с другим аккомпанирующим составом (который впоследствии выльется в группу Max & The Laughing Kind). А The Lingsmen вернутся в Кервилл.

Так, как произошло знакомство Томми Холла и The Lingsmen?
Тем же летом, что The Lingsmen лабали в Порт Аранзасе, Томми и его жена Клементина (Clementine) ездили на границу с Мексикой, закупиться галлюциногенным кактусом пейотль. После успешного приобретения и употребления оного, прежде чем вернуться в Остин, они остановились отдохнуть в Порт Аранзасе. И вот, совершенно случайно, на тамошнем пляже они встретили двух ребят из The Lingsmen. Это были Стейси Сазерленд и Джон Айк Уолтон. Сазерленд был шапочно знаком с Томми. Год назад, еще будучи учеником старшей школы, Стейси наведывался в Остин, чтобы достать травки. А поскольку, сделать это можно было всего у нескольких людей из техасского университета, судьба свела его с Томми Холлом, у которого он и затарился. С тех пор они не общались, но случайно наткнувшись на Холла на пляже Порт Аранзаса, Стейси узнал его. И, конечно же, был рад встрече, так как Томми оказался “не пустой”. Хоть пейотля у него уже не было, зато была с собой отличная мексиканская трава Acapulco Gold. В общем, вся компания сначала дичайше накурилась, а потом напилась смесью сиропа от кашля и кодеина, и “отправилась в путешествие”.

Клементина Холл
И даже чуть не влипла в историю (как предвестие будущих проблем The 13th Floor Elevators с законом): к ним подошли двое полицейских, которым поведение наших героев показалось подозрительным. Но все обошлось удачно. Клементина сказала им, что они просто “семья на отдыхе”, и копы отвалили, не став их обыскивать.

По возвращению из Порт Аранзаса в Кервилл, Стейси не стал терять связь с таким “полезным” знакомым, как Холл. Он регулярно наведывался в Остин, на хату к Томми и Клементине, где они курили, слушали музыку и болтали о всяком. Естественно Томми, “мыл Стейси мозги” и вскоре тот обратился в его “психоделическую веру”.

Было решено, что The Lingsmen теперь будут исполнять не только свои интерпретации американского блюза и популярного британского рока, но и “пропагандистские песни” на стихи Томми Холла.
Но, поскольку, Макса Ранга больше не было в группе, им нужен был новый вокалист.

The Jade Room
Томми начинает поиски крутых вокалистов у себя в Остине. Узнав, что Томми ищет певца, его университетский приятель-фольклорист Тари Оуэнс (Tary Owens) приглашает его в The Jade Room послушать Роки Эриксона из The Spades. Тари, Томми и Клементина отправляются в клуб. Выступление Роки впечатляет Холла и поэтому он решает завербовать для The Lingsmen именно его. В ходе завязавшейся беседы Эриксон быстро попадает под обаяние Холла и соглашается попробовать себя в роли вокалиста The Lingsmen.

Хоть у Роки уже была своя группа, плюс, недавно вышедший сингл и просторы для дальнейшего роста, тут сыграло роль то, что The Lingsmen (хоть и не выпускали синглов) были более опытны как музыканты, чем его коллеги по The Spades, шарили в плане “веществ” и вообще, были крутыми парнями. А за спиной у группы стоял поэт и идеолог Томми Холл. То есть ясно было, что они собираются продвигать собственное творчество, а не тупо лабать чужие песни.

The Spades, по-прежнему были школьным рок-бэндом (вот только Роки из школы исключили). Их учеба вскоре должна была закончиться, и скорее всего, они бы разъехались, кто куда, работать и получать профессию, а не продолжили бы играть в группе. Роки же твердо решил и дальше заниматься рок-музыкой! И хотя ему было неловко “предавать” друзей из The Spades, он все же выбирает The Lingsmen и открывающиеся с ними перспективы. Было отыграно несколько “прощальных концертов” The Spades, а потом они, оставшись без лидера, самораспустились.

Итак, 24-го ноября 1965-го Роки Эриксон присоединяется к The Lingsmen, в качестве фронтмена и ритм-гитариста. Помимо Роки, в состав группы войдет и Томми Холл. Чтобы хоть как-то принимать участие в живых выступлениях команды, Томми, никаким инструментом не владевший, придумал дуть и петь на манер йодля (то есть не слова, а звуки) в керамический кувшин, с поднесенным к нему микрофоном. Так и появилось то фантастическое бульканье – фирменная фишка звучания группы.

Под руководством Холла The Lingsmen превратились в настоящий психоделический бэнд – умные тексты, необычное звучание, драйвовая подача и регулярный прием ЛСД. Рок-группа нового поколения!

Цели их творчества выходили далеко за рамки простой популярности, или игры в свое удовольствие. Нет, они планировали перевернуть весь мир, ну или хотя бы взбудоражить сознание людей и подорвать устои обывательского общества.

Визитка группы
Естественно, необходимо было выбрать новое имя. Барабанщик Джон Айк предлагает The Elevators (Лифты). Типа, с намеком на то, что их музыка поднимает “вверх” и приносит “кайф” (“high” на наркоманском сленге не только “высоко”, но и “кайфово”). Клементина Холл придумывает добавить к этому имени “13th Floor” и добавить многозначности. То есть The Thirteenth Floor Elevators (Лифты на тринадцатый этаж). Из-за суеверий, в американских небоскребах нет 13-го этажа, а после 12-го – сразу идет 14-ый. То есть, “лифт до 13-го этажа” привозит пассажиров в какое-то несуществующее (или тайное) место. Еще это имя отсылало к 13 букве латинского алфавита: букве “М” (тут уже идет намек на “марихуану”).

Роки Эриксон пришел из The Spades не с пустыми руками, а прихватив с собой две своих песни “You’re Gonna Miss Me” и “We Sell Soul”. Обе они нашли свое место в репертуаре The 13th Floor Elevators.
Новая версия “You’re Gonna Miss Me” станет первым успехом группы. Она попадет на сторону “A” их дебютного сингла (а бисайдом будет оригинал The Lingsmen“Tried To Hide”, написанная Сазерлендом и Холлом). Сингл выйдет 17 января 1966-го года и достигнет 55-го в американском хит-параде.

Похожая история произошла с песней “Someone To Love” калифорнийской команды The Great Society. Группа выпустила ее на сингле в феврале 1966-го. Но выход сингла прошел незамеченным. Зато когда вокалистка The Great Society – Грейс Слик, перешла в другую калифорнийскую команду Jefferson Airplane, и перезаписала эту песню с ними, их версия Someone To Love (переименованная в Somebody To Love), которая вышла на сингле 1-го апреля 1967-го, стала супер-хитом и заняла 5 строчку в американских чартах. Тут, конечно, успех был более значительный…

Обложка альбома
Но вернемся, к The 13th Floor Elevators, а точнее к песням The Spades в их репертуаре. Со вторым эриксоновским оригиналом “We Sell Soul” произошла такая история: когда Элеваторсы работали над своим первым альбом (который, к слову, был концептуальный), им не хватило одной песни. И тогда Томми Холл, на скорую руку, пишет новый текст к мелодии старой эриксоновской песни “We Sell Soul”. Эта композиция получит название “Don’t Fall Down”.

Ну да ладно, это все уже история The 13th Floor Elevators, а не The Spades. Их история уже давно закончилась. Такие дела.

Хронология:

The Spades #1 (1963)
  1. Джон Шропшер (John Shropshire) – вокал, ритм-гитара.
  2. Джек Раундтри (Jack Roundtree) – соло-гитара.
  3. Эрни Кэлли (Ernie Culley) – ритм-гитара.
  4. Джон Керни (John Kearney) – барабаны.
The Spades #2 (1964 - апрель 1965)
  1. Джон Шропшер (John Shropshire) – вокал, ритм-гитара.
  2. Джек Раундтри (Jack Roundtree) – соло-гитара.
  3. Эрни Кэлли (Ernie Culley) – бас-гитара.
  4. Джон Керни (John Kearney) – барабаны.
The Spades #3 (апрель 1965 - ноябрь 1965)
  1. Роки Эриксон (Roky Erickson) – вокал, соло-гитара, губная гармошка.
  2. Джон Шропшер (John Shropshire) – ритм-гитара, бэк-вокал.
  3. Эрни Кэлли (Ernie Culley) – бас-гитара.
  4. Джон “Эльф” Эли (John Elf Eli) – тамбурин, бэк-вокал.
  5. Джон Керни (John Kearney) – барабаны.

1 комментарий: