среда, 9 апреля 2014 г.

Blues Magoos - Basic Blues Magoos (1968)


А теперь, после долгого перерыва, мы, снова вернемся к истории пионеров американского психоделического рока - Blues Magoos.
В прошлой статье, как вы помните, обозревался их второй альбом “Electric Comic Book”, а теперь на очереди третий - “Basic Blues Magoos”, ну и конечно события, его выходу предшествовавшие.

Первым релизом группы, после “Electric Comic Book” (вышедшего в апреле), станет сингл “One By One”/“Dante’s Inferno”. Это произойдет в июне 1967-го.
“One By One” - появлялась ранее на первом альбоме Blues Magoos “Psychedelic Lollipop”. Эта версия, правда, отличается от альбомной, так как дана в другом варианте сведения, с более выразительными клавишными и гитарой, отчего она в целом звучит бодрее. Она заняла 71-е место в американском хит-параде.
А вот с бисайдом ребята конкретно учудили, поместив туда свою, пожалуй, самую анти-коммерческую вещь “Dante’s Inferno” – трехминутную экскурсию по кругам ада, сопровождаемую истошными воплями, мрачными клавишными, джазовыми ударными и реверс-эффектами.
Пеппи Кастро вспоминает предысторию создания этой композиции: “То был наш опиумный период и к тому моменту мы все конкретно торчали на нем. Случилось это так: в один прекрасный день, наш роуди Чет Маклин (Chet Macklin) прогуливался около Альберт-отеля, где мы все жили, и видимо, рядом с отелем происходила погоня и детективы преследовали какого-то типа. Этот некто пробежал мимо Чета с большой сумкой и неожиданно пихнул ее ему со словами "Черт, чувак, спрячь это!". Чет засунул сумку под пальто и по-быстрому смотался с ней в отель. Естественно, всем было безумно интересно, что в сумке. Когда мы открыли ее – то просто офигели! Там был целый килограмм опиума. Вот так подарок судьбы! Страшно представить, каких бабок это стоило… Конечно же, мы стали его активно курить и уже через две-три недели, у нас развилась зависимость”.
Так, вдохновение для “Dante’s Inferno”, музыканты черпали в своих опиумных сновидениях. Как-то раз Ральфу, будучи под этим делом, приснился кошмар, где он горел в адском пламени. При попытке передать впечатления от этого сна посредством музыки, и родилась эта композиция.

Знаменитое “Лето любви” 67-го Blues Magoos проведут в дороге, сопровождая, вместе с британцами Herman’s Hermits, других британцев - The Who в их первом американском туре. Точнее, это Blues Magoos и The Who сопровождали Herman’s Hermits, заявленных как хэдлайнеры, а у The Who, просто так совпало, что после Монтерейского поп-фестиваля - это был их первый тур по Штатам. На этих выступлениях Blues Magoos, объявляемые как “Специально приглашенные звезды” и “Первая психоделическая рок-группа Америки”, продолжали поражать аудиторию своим шоу, гигантскими лавовыми лампами, светящимися костюмами, ну и музыкой, само собой.

Но любые гастроли рано или поздно подходят к концу, The Who отправились на родину, а Blues Magoos вернулись в Нью-Йорк. На этот раз, музыканты Blues Magoos, вместо того, чтобы остановиться в Альберт-отеле, решают снять большой дом, расположенный на Юниверсити-авеню в Бронксе (один из районов Нью-Йорка, как вы помните). В этом доме до них проживал будущий член The Byrds - Грэм Парсонс и его тогдашняя группа The International Submarine Band. С въездом Blues Magoos, дом приобрел особенно “фриковую” атмосферу, туда были завезены лавовые лампы, стробоскопы и куча других странных вещей, стали проводиться хэппенинги и вечеринки, и вообще, твориться всяческое безумие.

Что касается Альберт-отеля – он был удобным местом и во время работ по созданию предыдущих альбомов музыканты жили там. Отель находился рядом с их звукозаписывающей студией, а его подвал Blues Magoos давно облюбовали для репетиций. Но музыкантам уже успели наскучить “стерильные” помещения студии, а отношения с продюсерами и представителями лейбла становились все более напряженные. Еще бы, не смотря на отличную концертную работу и большое количество добротных записей, в массовом сознании группу все равно продолжали ассоциировать только с их единственным хитом “(We Ain’t Got) Nothin’ Yet”!

Им пришло неожиданное решение. Записать пластинку прямо у себя дома!
Это избавило бы их от необходимости искать компромиссы с продюсерами, мотаться в студию, и дало бы свободу для экспериментов.
Удивительно, но убедить Боба Вилда и Арта Полемуса арендовать им звукозаписывающую аппаратуру и оставить их в покое оказалось не так сложно! Видимо, те и сами были не прочь отдохнуть от своих подопечных и заняться другими делами.

Не менее удивительно то, что на выходе, материал, записанный в домашних условиях, можно подумать, будет звучать как некий lo-fi, но нет, звучит очень профессионально! Саунд группы стал более “модерновым” и “прозрачным” (уж не знаю, как еще описать его). Вероятно, это связанно с тем, что клавишник группы - Ральф Скала использовал при записи не электроорган Vox Continental (с которым записывались предыдущие альбомы), а Хаммонд-орган. От этого в звучание группы стало в меньшей степени в духе американского гаражного рока, а в большей – в духе групп “британского вторжения” (где этим самым Хаммонд-органом охотно пользовались). Думаю, участники Blues Magoos и так были в курсе новинок британской музыки, а тут еще и совместные гастроли с The Who. Наверняка, еще сильней “нахватались”!

Первой ласточкой таких веяний стал кавер на “I Can Hear The Grass Grow” - известную песенку фрик-битовых англичан The Move. Он был записан летом 67-го, еще в Regent Sound Studio.
Вообще, третий альбом группы будет наполовину состоять из песен, записанных в студии и спродюсированных Бобом Вилдом и Артом Полемусом (среди них “I Can Hear The Grass Grow”, “I Wanna Be There”, “I Can Move A Mountain”, “There She Goes” и несколько вещей для неальбомного сингла), и более поздних записей, сделанных музыкантами в “доме с привидениями”, уже самостоятельно.

Сибил Лик - "настоящая волшебница"
Почему я сказал “дом с привидениями”? Похоже, опиумные воскуривания, начавшиеся еще в Альберт-отеле, продолжились и на Юниверсити-авеню, и уже скоро музыкантам начала мерещиться всякая чертовщина.
Вспоминает Пеппи Кастро: “Порой нам казалось, что там водятся привидения. Мы даже пригласили ведущего телепередачи "Охотник за привидениями" (Ghost Hunter) - исследователя паранормальных явлений Ханца Хольцера (Hans Holzer) и его коллегу - женщину-экстрасенса Сибил Лик (Sybil Leek). Они исследовали здание и провели спиритический сеанс, на котором выяснили, что 30 лет назад здесь было совершенно самоубийство. Мы подумали: "Вау!". Не то чтобы нас это напугало, скорее мы были заинтригованны этим”.
А еще Сибил Лик (скорее своим именем, а не вообще, так как она была той еще “красоткой”) вдохновила их на написание “Sybil Green (Of The In Between)” – первой вещи на будущем альбоме.

Баланс между экспериментальностью и попсовостью, вообще свойственный творчеству Blues Magoos – будет сохранен и на “Basic Blues Magoos”. Тут нужно отдать должное чутью участников группы. Видимо они и вправду не особо нуждались в продюсерском контроле и охотно сами выдавали приемлемый для слушателя материал. Не лютая кислота, но и не откровенная попса – то есть! Как всегда, не обошлось без доли юмора и песен-приколов.
Например, в “President’s Council On Psychedelic Fitness” пародирует названием The President’s Council Of Physical Fitness (американский аналог нашего Комитета по физической культуре и спорту) организованный в 1963-м году президентом Джоном Кеннеди.

Другой трек - “Scarecrow’s Love Affair” звучит дико из-за перегруженного вокала (пущенного через громкоговоритель и примочку Fender Echoplex). Можно сказать - своеобразный ответ Эриху Фромму и его “Искусство любить” (The Art Of Loving). Представили себе ожившее пугало, дающее советы по делам сердечным? Вот это оно и есть!
И снова Пеппи Кастро: “Ронни (наш бас-гитарист) продолжал видеть все эти безумные сны и галлюцинации. Как-то раз он проснулся бледный и в холодном поту, крича: "Здесь что-то обитает внутри стен! Смотрите, там в стене! И на чердаке в стенах что-то есть! Оно не давало мне спать всю ночь! " Чтобы его успокоить мы поднялись на чердак, но к нашему испугу, стоило нам открыть дверь, как из нее вылетела и пронеслась над нашей головой большая черная ворона (хорошо хоть "Nevermore" не каркнула)! Так вот, про пугало – это тоже его глюк”.

Вообще, наркотики уже давно играли важную роль в жизни музыкантов и подтолкнули их к написанию еще одной композиции для альбома - “Chicken Wire Lady”. Во дворе все того же дома стояла некая авангардная инсталляция в виде женского манекена из проволочной сетки. В какой-то момент музыкантам приглючило, что она стала двигаться, о чем они тоже не приминули написать песню.

Но самым их лютым приколом стал “Subliminal Sonic Laxative”. Сублиминальное звуковое слабительное! Поначалу может показаться, что это закос под “4’33” авангардного композитора Джона Кейджа, но нет! Кажущаяся тишина скрывает “подводные камни” (да еще какие!). Прислушавшись, можно различить малозаметный гул. Сейчас вы узнаете, что это такое:
Пеппи Кастро комментирует это так: “В шестидесятые, в связи с бурными акциями против войны во Вьетнаме, правительство проводило всякие нестандартные эксперименты по контролю над толпой и борьбе с беспорядками. Военные медики выдвинули теорию, что звук определенной частоты и тональности способен заставить человека потерять контроль над своей прямой кишкой. То есть, попросту говоря – обосраться! Считалось, что такой звук – это нота "ре" (D), воспроизводимая на очень низких частотах. Представляете, идет, значит, демонстрация на площади, а полиция подкатывает огромные усилители и врубает этот звук, и ву а-ля, народу уже не до беспорядков и он разбегается "по своим делам" (остается только асфальт отмыть)!
Было решено воспроизвести этот эксперимент в студии. Мы нашли 30-ти дюймовый низкочастотный динамик, который назвали Джорджем. Он был впаян в целую тонну бетона и находился в одной из церквей штата Делавэр, в помещение которой мы когда-то записывали орган. Мы взяли Джорджа с собой в Regent Sound Studio, пропустили через него этот звук и записали. А потом говорили людям, что они должны прослушивать этот трек, стоя прямо перед колонками своих проигрывателей, выкрутив все на максимально громкость.
Помню свои ощущения, когда я впервые слушал его. Было стремно. А вдруг – это действительно подействует?! Или еще как?! Благо ничего не произошло. Но если что – мы вас предупреждали!”
Кстати, по случайности, незадолго до написания этой статьи видел телепередачу “Разрушители легенд” (MythBusters), где опровергли миф о существовании “коричневого звука”. Так что не удивительно, что и у Blues Magoos ничего не получилось (кроме этого странного гудения). Можете смело слушать!

Что касается других вещей, сделанных Blues Magoos в Regent Sound Studio - большинство из них выходило на синглах, поддерживая у публики интерес к творчеству группы, пока музыканты колдовали у себя дома.
7 августа выйдет первая сорокапятка с материалом из будущего альбома. Это была “I Wanna Be There”. Ее, гитарист Пеппи Кастро сочинил во время летних гастролей группы, скучая по своей девушке Мэри Энн Келли (Mary Anne Kelly), оставшейся в Нью-Йорке. Мэри, в будущем, станет для Пеппи источником вдохновения еще одной вещи – баллады “Yellow Rose”, а в “I Can Move A Mountain” – даже соавтором текста.
На обратной стороне сингла располагался старый трек - “Summer Is The Man”, взятый со второго альбома группы. Видимо, идея разбавлять новый материал на синглах – старым, показалась музыкантам и продюсерам неплохой задумкой, а что, песни же хорошие, пусть еще немного “поработают”. Или может просто новых песен пока не хватало.


Рекламная агитка сингла
Следующий сингл выйдет в начале осени - 23-го сентября. Заглавной его вещью будет психоделическая “There She Goes”, примечательная крейзовой вставкой в середине и задействованием терменвокса при записи. Бисайдом снова послужило старье - “Life Is Just A Cher O’ Bowlies” (написанная, по словам музыкантов: “чисто, по накурке”) с “Electric Comic Book”.

Потом Blues Magoos на некоторое время замолчат, чтобы отметить наступление нового 1968-го года выпуском специального сингла “Jingle Bells”/“Santa Claus Is Coming To Town”. Музыканты подали эту рождественскую классику под своим фирменным саундом. Вышло актуально и довольно интересно! Именно эти две композиции не войдут в будущий альбом группы.

Ну вот, 68-й наступил, и именно в мае этого года на Mercury Records (SR-61167) выйдет их третий альбом, названный незамысловато - “Basic Blues Magoos”.
Из треков, не упомянутых ранее в него войдут: бодрая (и снова в духе британского рока) “All The Better To See You With”, гитарный инструментал Майка Эспозито - “Accidental Meditation” и “You’re Getting Old” (краткое возвращение группы к своим блюзовым корням). Ну а про мои любимые вещи с альбома: фолк-психоделическую “I Can Move A Mountain” с мрачным органом и акустическую “Yellow Rose”, я уже вскользь упоминал.
И вообще, хочу лишний раз сказать, какие все-таки молодцы были эти Blues Magoos. Новаторы! С каждым альбомом что-то этакое придумывали. На дебютной – одними из первых в истории музыки объявили себя адептами психоделии, на втором – замутили штуку с комиксами, а тут вот – домашние записи.

К сожалению, эта замечательная работа стала последней для Blues Magoos в их оригинальном составе. Из-за внутренних разногласий, а также разлада с продюсерами и лейблом, в группе произошел раскол. Выпустив напоследок (все в том же мае) для Mercury Records еще один сингл из альбомных “I Can Hear The Grass Grow”/“Yellow Rose”, почти все участники (в лице Ральфа Скалы, Ронни Гилберта и Джеффа Дэйкинга) коллективно сваливают из Нью-Йорка в Калифорнию. Характерно, что без гитаристов!

Уже по прибытию в Калифорнию, они доукомплектовывают состав новыми гитаристами: Джои Стеком (Joey Stec) и Тедом Мундой (Ted Munda – русскому уху его фамилия уж очень неблагозвучна, так что, пусть будет “Мунда”). В таком виде они выпустят одну единственную сорокапятку с “Let Your Love Ride” (сочиненной этим самым Мундой) и кавером на культовую “Who Do You Love?” Бо Диддли. Эти песни выйдут в мае, уже следующего, 1969-го года на небольшом местном лейбле Ganim Records. Поскольку лейбл был и, правда, совсем маленький, продюсером сингла выступил сам глава лейбла – Дэннис Ганим (Dennis Ganim). Такая формация Blues Magoos оказалась крайне недолговечной и скоро распалась, а Ральф Скала и Джои Стек замутили новый бэнд - The Dependables.
Что касается оставшегося в Нью-Йорке их бывшего лидер-гитариста Майка Эспозито – он не сидел без дела. В 1970-м Майк поучаствовал как бас-гитарист (неожиданно!) в записи альбома фолк-рок дуэта Happy & Artie Traum, а в 1971-м выступил как продюсер единственного альбома американской хард-рок группы Holy Moses.

Итак, казалось, история Blues Magoos на этом закончилась… Но нет! Неожиданно, бывшие продюсеры группы Арт Полемус и Боб Вилд из Longhair Productions, заручившись неплохим контрактом от лейбла ABC Records, предлагают другому оставшемуся в Нью-Йорке гитаристу - Эмилу Тилхельму (он же Пеппи Кастро), возродить дело Blues Magoos. Тот соглашается и, набрав в группу совершенно новых людей, приступает к записи альбома. Ясное дело, теперь всем там заправлял он, отчего в творчестве группы появился заметный ориентир на латино-рок (Кастро обратился тогда к своим латиноамериканским корням).
После непродолжительной судебной тяжбы и финансовых умасливаний остальных экс-участников Blues Magoos, все права на название переходят к продюсерам и группа Кастро, на законных основаниях, выпускает как Blues Magoos, целых два альбома. Но это все же, была совсем другая группа, так что мы остановимся на этом.

Треклист альбома таков:

Sybil Green (Of The In Between) (R.Gilbert-R.Scala-E.Thielhelm)
I Can Hear The Grass Grow (R.Wood)
All The Better To See You With (R.Gilbert-R.Scala)
Yellow Rose (E.Thielhelm-R.Gilbert)
I Wanna Be There (E.Thielhelm-R.Scala)
I Can Move A Mountain (E.Thielhelm-M.Kelly)
President's Council On Psychedelic Fitness (R.Gilbert-R.Scala)
Scarecrow's Love Affair (R.Gilbert-E.Thielhelm)
There She Goes (R.Gilbert-R.Scala-M.Esposito-E.Thielhelm)
Accidental Meditation (M.Esposito)
You're Getting Old (R.Gilbert-E.Thielhelm)
Subliminal Sonic Laxative (G.Daking-R.Gilbert-R.Scala-M.Esposito-E.Thielhelm)
Chicken Wire Lady (R.Gilbert-E.Thielhelm)

1 комментарий:

  1. Отлично! Пора книгу издавать!!! Буду первым покупателем!!!

    ОтветитьУдалить