понедельник, 25 ноября 2019 г.

Безальбомные герои - Space




Представляю вашему вниманию группу Space.

Самые известные Спейс
С незапамятных времён люди бредили космосом, но лишь в 60-х годах 20-го века мечты стали реальностью. Музыкальных коллективов с названиями на космическую тему с тех пор появилось немало. Похоже, малоизвестная американская группа, о которой сегодня пойдёт речь, первой догадалась примерить на себя это лаконичное название – Space.
Просто “космос”!

Это уже потом были всемирно известные французы, игравшие электронную музыку, и чуть менее известные британцы…

Но любая история имеет предысторию, а предыстория – в свою очередь, тоже имеет предысторию. Поэтому, нужно начинать сначала… В незапамятные времена (то есть – в 60-е года 20-го века) в американском городе Лос-Анджелес существовал сёрф-роковый коллектив The Bel-Airs. Музыку, они играли преимущественно инструментальную, как и положено в их стиле. Группа просуществовала до 1963-го года, выпустила пару пластинок, а потом распалась. “Упавшую доску” сёрф-рока подхватил их бывший соло-гитарист Эдди Бертранд. Он тут же основал новый коллектив имени себя – Eddie & The Showmen. Эдди продолжил двигаться на сёрф-роковой волне, добился популярности на местной сцене, и продал немало записей.

Однако состав его коллектива не отличался стабильностью. Можно сказать, что кроме лидера Эдди, все “Шоумены” быстро спекались на калифорнийской жаре, их постоянно приходилось заменять новыми. Текучка кадров была страшная! Среди одного из многочисленных составов Eddie & The Showmen обнаруживаются два интересующих нас персонажа – саксофонист Стерлинг Сторм и ритм-гитарист Джон Андерсон.

Идеальный сёрф-рокер
Тем временем, к середине 60-х годов, сёрф-роковая волна пошла на спад. Британские рок-группы с песенками про любовь выпихивали инструментальный сёрф с музыкального олимпа США. Иные герои сёрфа, в угоду моде и в ущерб чистоте стиля, даже стали исполнять песенки (произносится с презрением). Прогнулись под изменчивый мир, ничего не скажешь!

Но Стрелинг и Джон к этому времени уже завязали с инструментальным сёрфом и распрощались с Эдди Бертрандом. Они играли и пели в новой команде – The Plunkers, сделанной по образцу популярных британских рок-групп того времени.

Как и название супер-пупер группы The Beatles, название The Plunkers – что-то непонятное. Такого слова нет в официально-цивильном английском языке. Это сленговое словечко. Производное от слова “шлепок” (plunk), но в значении “напиться”. Если заменить звук падения в воду на звук падения на землю (“плюх”, на “бух”) – получиться русский аналог The Plunkers – ВИА Бухари. Алкаши, короче!

Терри, Стерлинг, Джон и Эрик
В состав ордена “рыцарей барной стойки” входили:
1) Стерлинг Сторм (Sterling Storm) – вокал, ритм-гитара.
2) Джон Андерсон (John Anderson) – соло-гитара.
3) Эрик Гиз (Eric Gies) – бас-гитара.
4) Терри Рей (Terry Rae) – барабаны.

Как видите, Стерлинг Сторм отказался от саксофона, не шибко нужного в той музыке, которую исполняли The Plunkers. Он выбрал себе роль мечты всех девочек-фанаток – фронтмен рок-группы.

В форме The Palace Guard
Позволю себе небольшое отступление: Терри Рея в городе считали очень крутым рок-ударником. Параллельно с The Plunkers он участвовал в популярной группе The Palace Guard. А ещё в The Yellow Payges – другом лос-анджелесском рок-коллективе. Они играли куда более агрессивную и тяжёлую (по тем временам) музыку, нежели The Plunkers. Стиль The Yellow Payges можно характеризовать как гаражный рок и прото-хард. Довольно крутая группа! В The Yellow Payges играли старые знакомые Терри. Когда-то они вместе начинали как сёрф-роковая группа The Drift Tones (ещё до The Plunkers и The Palace Guard). Терри задержится в “Жёлтых страницах” недолго, хотя и успел записать с ними одну пластинку-сорокапятку.
В общем, можно сказать, что The Plunkers не были его основной группой, а были просто одной из.

Продюсером The Plunkers стал великий Джон Мараскалько (John Marascalco). Автор множества популярных рок-н-роллов 50-х, чьи песни пели Литл Ричард, Фэтс Домино и даже сам Король (Элвис Пресли). В 60-е года он переключился на продюсерскую деятельность, предпочитая работать с коллективами, игравшими в стилях ду-вопп и сёрф-рок.

Гитарист Джон Андерсон, после ухода из Eddie & The Showmen, но до появления The Plunkers, некоторое время играл в сёрф-роковой команде The Clee-Shays. Они были подопечными Мараскалько.

Когда Андерсон основал новую группу, Мараскалько, по знакомству, взял и их под крыло. Хотя, The Plunkers не играли ни сёрф, ни ду-вопп. Как я уже говорил, их ориентиром была популярная британская музыка. Всякие там The Rolling Stones и The Beatles!

Единственная пластинка The Plunkers вышла в апреле 1966-го года на голливудской фирме грамзаписи HBR. Расшифровывается как Hanna-Barbera Records. Дочернее предприятие мультипликаторов Уильяма Ханна и Джозефа Барбера (помните Тома и Джерри, Флинстоунов и Скуби-Ду?), которое занималось музыкой.

На эту маленькую пластинку-сорокапятку вошли песни Стерлинга Сторма “Night Time Love” и “Hippy Lippy Goosey”.

“Night Time Love” сделана в позитивной поп-манере со звенящей гитарой. Звучит приятно. Самое интересное начинается после середины песни. Эти странные звуки! Тут вам и какой-то духовой инструмент вроде флейты, обработанный неким звуковым спецэффектом. И пассаж, какой-то клавишный инструмент вроде электрооргана. И перевёрнутая задом наперёд запись электрогитары. В общем, сделано интересно!

“Hippy Lippy Goosey” сильно отличается от “Night Time Love” по стилю. Это натуральный блюз-рок. Похоже на ранних The Rolling Stones, а через них – на весь чёрный американский ритм-н-блюз. Название песни можно перевести как “Хипповая и болтливая лентяйка”. В общем, посвящение какой-то чувихе.

Неплохо, но если следить за модой, как-то слегка отстало для 1966-го года. Тогда уже в американской музыке и обществе начали набирать силу тенденции, которые можно обобщить словом “психоделические”. Полным цветом всё это расцвело спустя год – в 1967-м. За ним последовал не менее психоделический 1968-й.
К тому времени ребята из The Plunkers успеют уйти от Джона Мараскалько и Hanna-Barbera Records. А ещё, они сменили название на Space. Среди хипповой молодёжи стало не модно “глушить горькую”. Стало модно курить траву, принимать кислоту, есть колёса и “улетать в космос”.

Плакат фильма
К тому же, летом 68-го космическую тематику дополнительно популяризировал фантастический фильм “Космическая одиссея 2001 года” (2001: A Space Odyssey), режиссера Стэнли Кубрика.

Но вернёмся к The Plunkers, которые теперь назывались Space. Их новыми продюсерами стали Майк Голдберг (Mike Goldberg) и Стью Эйзен (Stu Eisen). Они известны работой с лос-анджелесскими фолк-психоделистами из группы Kaleidoscope.

Малоинтересный факт (но приведу его здесь): продюсирование музыки не было основным источником дохода мистера Эйзена. Он занимался торговлей ЛСД (наркотик ~ с 1966-го года). Был этаким Аузли Стэнли местного разлива!

Голдберг и Эйзен выбили своим подопечным контракт с фирмой грамзаписи Crazy Horse (дочернее отделение Capitol Records) на выпуск пластинки.

В октябре 1968-го года вышел сингл Space. Он содержал песни Jack In The Box и Radio Song.
“Джек-попрыгунчик” – сочинение Стерлинга Сторма. Хороший образчик “детской” поп-психоделии. Очень по-британски! Если вы понимаете, о чём я… Это песенка об игрушке, выпрыгивающей из коробки, об этом “чёртике из табакерки”…

“Песня для радио” написана Стерлингом Стормом в соавторстве с неким Бобом Пирманом (Bob Pierman), членом группы не являвшимся. Есть у меня теория, что на самом деле это Боб Фельдман (Bob Feldman) – любитель псевдонимов, продюсер, музыкант, композитор и знакомый наших героев (например, впоследствии он посотрудничает с экс-ударником Space – Терри Рейем в Strawberry SAC). Но это только теория!

“Radio Song” – это сонно-медитативная софт-психоделия. Недурно. Но хотелось бы ожидать от Space чего-то и более психоделичного. Эх, с таким продюсером группа, а всего лишь софт-психоделию играют! В смысле, всего лишь софт.

Вырезка из LA Free Press
На самом деле, конечно, Space играли куда более психоделичекую и тяжёлую музыку, замешанную на блюзе. Вероятно, фирма грамзаписи выбрала для пластинки самые коммерческие-попсовые вещи из репертуара группы. Реальный саунд Space демонстрирует живая запись группы, сделанная в 1969-м году на их концерте в лос-анджелесском клубе-театре Храм радуги (Temple Of The Rainbow). Качество записи удручающее, но уж, какое есть.

Ещё один малоинтересный факт: в 1969-м спейсовскую “Jack In The Box” перепела южноафриканская поп-певица Хилари (Хилари Арчибальд) для бисайда одного из своих синглов.

На этом история американских Space заканчивается.

Но не заканчивается история Стерлинга Сторма, Джона Андерсона и Эрика Гиза! Хотя, на время их пути разошлись... Space распались в 1970-м году. Но в середине 70-х годов, они решат снова поиграть музыку вместе. Правда, уже без Терри Рейа, но с другими людьми.

Сначала они будут называться The Mysterious People. Но ближе к концу десятилетия сменят название на Humans. В 80-е “Люди” заиграют пост-панк и нью-вейв, запишут несколько пластинок, станут довольно популярны и войдут историю музыки, как хоть и недолговечный, но яркий коллектив.


Терри за работой
Что касается Терри Рея – дальнейшая его карьера выглядит не менее достойно. Как я уже говорил, он был востребованным лос-анджелесским ударником и сессионным музыкантом. Потому, поучаствует во множестве муз. проектах. Психоделические Strawberry SAC (фэйковые Strawberry Alarm Clock) и Sweet Wine во второй половине 60-х. Кислотные хард-рокеры Blue Cheer и группа Jamme в начале 70-х. Глэм-роковые Hollywood Stars во второй половине 70-х. Потом The Flamin’ Groovies и Sparks. И это далеко не весь список!

Комментариев нет:

Отправить комментарий