понедельник, 29 апреля 2019 г.

Them - Belfast Gypsies (1967)




Наша сегодняшняя “шорт-стори” будет про “них”. Точнее, про Them! А если ещё точнее, про одних из них!

Them – славная британская рок-группа, появившаяся в первой половине 60-х годов. Сторонники ольстерского национализма и прочих движений за независимость Ирландии, поправят меня, что группа вовсе не британская, а именно – ирландская. Ведь образовались Them в городе Белфаст (столице Северной Ирландии). И играли кельтский рок (это я уже шучу).

Алан Хендерсон, Пэт МакОли, Билли Харрисон, Джеки МакОли, Вэн Моррисон
  
Плакат фильма
Название для своего коллектива молодые музыканты взяли в честь старой американской киноленты (в жанре фантастика) про гигантских муравьёв. В русском прокате это кино называется “Они”. Группа Them: в перспективе получилось, практически, как ответ другой более известной английской рок-группе (речь идёт, конечно же, о The Who).

Неблагодарным несовременникам (да и современникам) Them запомнились в основном, как авторы рок-нетленок “Gloria” и “Mystic Eyes”.

Фил Соломон
Классический период существования группы Them прочно ассоциируется с личностью их низкорослого лидера, диктатора и вокалиста Вэна Моррисона (хотя он и не был основателем коллектива). В виду несахарного характера последнего, аккомпанирующий состав (то есть, практически вся группа Them, за исключением “неприкасаемого” басиста Алана Хендерсона) неоднократно менялся в добровольно-принудительной форме. Но, обелим личность Вэна. Отношения музыкантов со своим финансовым руководством (продюсерами, менеджерами и прочими представителями фирм грамзаписи и акулами музыкального шоу-бизнеса) были порой ещё хуже, чем с лидером группы. Особенно мерзкими типчиками показали себя менеджер Them - Фил Соломон (Phil Solomon) и его помощник Морис Кинг (Maurice King), любившие зажимать себе концертные гонорары музыкантов. А Вэн, в конфликте своих музыкантов и менеджеров, почему-то вечно был на стороне последних… Кому охота работать бесплатно?! И как тут не уйти?!

Список экс-участников Them больше напоминает список участников в битве при Сент-Олбансе. Или, что-то типа того… В общем, он ооочень большой.

Неудивительно, что у Вэна Моррисона (и примкнувшего к нему Хендерсона) и их “боссов” постепенно выросла целая армия недоброжелателей из числа бывших коллег. А летом 1965-го года, часть этих некогда разрозненных “недовольных масс”, возглавленная Пэтом МакОли из клана МакОли и Билли Харрисоном из клана Харрисонов, подняла восстание против власти тирана. Родилась ещё одна группа Them, наполовину состоящая из экс-участников “оригинальных” Them! Короче, почти как Them, только без Моррисона.

Это были:
1) Ник Уаймер (Nick Wymer) – вокал. 
2) Билли Харрисон (Billy Harrison) – гитара. 
3) Марк Скотт (Mark Scott) – бас-гитара. 
4) Пэт МакОли (Pat McAuley) – клавишные.
5) Скип Алан (Skip Alan) – барабаны.

В общем, в середине 60-х, европейская публика имела исключительную возможность сходить на концерт сразу двух групп Them (одну c Моррисоном и вторую - без). Согласитесь, это звучит не хуже легенды о десятках составов Ласкового мая, одновременно гастролировавших по Советскому Союзу?!

Но, такая лафа быстро закончилась. Во многом, из-за наглости МакОли и Ко и их нового менеджера Рэя Хендерсона (Ray Henderson – уже второй Хендерсон в нашей истории!). В ноябре 1965-го года они решают нотариально закрепить за собой права на название Them™. Харрисон и МакОли знали, что это имя в Британии ни на кого не зарегистрировано. Чем и решили воспользоваться. То есть, по логике вещей, коллектив Вэна Моррисона и Алана Хендерсона теперь не имел права называться Them!

Моррисон-Хендерсон встретили эту нападку во всеоружии. Заручившись поддержкой адвокатов, бюрократов, крючкотворов и бумажных скорпионов всех мастей, они принялись отстаивать свою уникальность. К концу 1965-го на МакОли и его сообщников, как град начинают сыпаться судебные иски.

МакОли и Ко храбро держали оборону. Но недолго! Ведь в околомузыкальных кругах упорно циркулировали слухи, что менеджеры моррисоновских Them уже наняли каких-то местных бандюков для физической расправы с членами конкурирующего состава. Типа, ждите, ваша смерть не за горами!

Почувствовав, что становится жутковато и жарковато, музыканты спешно смываются в другие коллективы, где поспокойней. Непросто, знаете ли, играть музыку, когда тебе досаждают повестками в суд, а над головой нависла незримая угроза экзекуции! Скип Алан убежал барабанить в The Pretty Things. Билли Харрисон (один из отцов-основателей “всея Them”, между прочим!) - тоже, вскоре последовал за Скипом прямиком в The Pretty Things. Но, он пробудет в The Pretty Things совсем недолго. По сути, просто временно подменит их захворавшего гитариста Дика Тейлора в европейском турне. Ну да ладно... В довершении всего, Them покидает вокалист Ник Уаймен.

The Pretty Things: Билли Харрисон — второй слева, Скип Алан — второй справа

Вив Принс
У Them, начались “смутные времена”. Всего за пару месяцев туда успели придти и уйти несколько человек. Из всей этой чехарды составов выделим забавный факт: там некоторое время поиграет барабанщик Вив Принс (Viv Prince). Незадолго до этого, этого персонажа уволили из The Pretty Things за буйный нрав и любовь к спиртному. Ушедший из Them Скип Алан, как раз, стал его заменой. А Вив, в свою очередь, заменил Алана в Them. Махнулись ударниками, что ли?! Но даже в Them неуправляемый Принс не задержался.

С отбытием Принса, Пэт МакОли сам пересел за барабанную установку. В качестве клавишника и вокалиста он привлёк своего младшего брата Джеки МакОли, который, тоже, кстати, когда-то играл в одной группе с Вэном Моррисоном. С приходом Джеки - обладателя мощного вокала (по экспрессии не уступающего Вэну Моррисону!) и узнаваемой манерой игры на электрооргане Фарфиза (Farfisa), а также хорошего харписта, коллектив снова заработал на полную мощность.

Итак, Them братьев МакОли, состав следующий: 
1) Джеки МакОли (Jackie McAuley) – вокал, клавишные, губная гармошка. 
2) Кен МакЛеод (Ken McLeod) – гитара.
3) Марк Скотт (Mark Scott) – бас-гитара.
4) Пэт МакОли (Pat McAuley) – барабаны.

Джеки, Кен, Пэт и Марк
Видит бог, этот Them звучал куда более похоже на “старый добрый Them”, чем очередной состав легионеров, набранный Вэном Моррисоном!

Тем не менее, в январе 1966-го года британский суд вынес свой окончательный вердикт касательно прав на название Them™.

И что бы вы думали?!

Судьи (как в пьесе: “А судьи кто?”) были представителями старшего поколения. Они выросли на музыке биг-бэндов и оркестров, маскуллинных фронтменов и поп-див. В их глазах, между музыкантом и вокалистом не стоял знак равенства. Главным в группе был фронтмен, и точка! Остальные музыканты – лишь приложение к нему. Тот факт, что и в том и в том коллективе играло по 2 участника “оригинальных Them” (братья МакОли в одном и Вэн Моррисон с Аланом Хендерсеном - в другом), не сыграл никакой роли. Победила та сторона, где был “оригинальный вокалист”.

Английские судьи (карикатура 18-го века)
  
Поняв, что битва проиграна, и им вот-вот перекроют кислород, братья МакОли вынуждены сменить название коллектива на The Other Them. Всяк раз лучше, чем остаться совсем без группы и без гроша в кармане (а то и вообще, чего похуже). Хотя, какое-то время они рассматривали альтернативное название Those (Те), но потом, всё же остановились на The Other Them.

The Other Them на сцене
Но, даже это имечко было, то ещё палево. Хождение по тонкому льду! Также (возможно в связи со всей этой ситуацией, а может просто так) братья берут себе псевдонимы: Пэт МакОли становится Джоном (John), а Джеки – Гриффом (Griff). А вообще, полные и (настоящие) имена братьев, полученные ими при рождении, были: Патрик Джон МакОли (Patrick John McAuley) и Джон Джеймс МакОли (John James McAuley). У англичан ведь нет отчества, зато есть среднее (оно же - второе) имя. Поэтому в прессе братьев ещё во времена “старого Them” начали путать (ведь оба - Джоны). Спасибо, родителям!

Но у Марка Скотта, так вообще, и имя и фамилия – псевдоним. На самом деле его звали Питер Катчи (Peter Cutchey).

“Другие Them” отыграли ещё пару выступлений в Соединенном Королевстве и даже провели короткую сессию звукозаписи на лондонской K.P.S. Sound Studios (в феврале 1966-го), где сделали несколько демок (это были: песня американского фолк-певца Боба Дилана “It’s All Over Now Baby Blue”, “I Want You” британской группы The Graham Bond Organisation и собственное творение младшего МакОли – “Movin’ Free”). Ну а потом укатили с гастролями в Королевство датское (то бишь, в Данию). Подальше от истцов, судебных приставов и недоброжелателей!

Группа в Дании
Так, образно говоря, восстание было подавлено, а его зачинатели – бежали из страны.

Моррисон-Хендерсон и их менеджерский состав могли праздновать победу.

Что касается наших героев, а как вы поняли, наши герои - именно те “раскольники”, бежавшие с родины, а не бэнд Вэна Моррисона… Их участь была не столь плоха, как кажется на первый взгляд. В изгнании жилось неплохо. Они были востребованной и хорошо оплачиваемой концертной командой. Особенно на контрасте с голодными годами в “настоящих Them”, чьи гонорары оседали в карманах менеджерского состава!

Вспоминает гитарист Кен МакЛеод: “В феврале 66-го нам поступило предложение сыграть в копенгагенском концертном зале K.B. Hallen, совместно с The Pretty Things (где, как вы помните, играл экс-гитарист Them - Билли Харрисон). Вау, у нас появилась работа в Копенгагене! Тамошние промоутеры готовы были выложить за нас в 2 раза больше, чем мы зарабатывали на родине. В Англии за 30-минутный сет нам давали 100 фунтов, а то и меньше. В Дании или Швеции за такое коротенькое выступление мы имели 2000 крон. В пересчете на британскую валюту (по тогдашнему курсу) это примерно 250 фунтов.”

Вопрос читателей датского журнала Beat и ответ Кена МакЛеода

Так, новой базой коллектива стал город Копенгаген – столица Дании. Оказавшись за рубежом, вне досягаемости британских законников, коллектив братьев МакОли снова мог использовать громкое имя Them (а не название-бастард The Other Them). Помимо Дании и Швеции, они выступят в городах Норвегии и Бельгии. В общем, Them прокатились с гастролями по Северной Европе.

Воспользовавшись тем, что весной 1966-го моррисоновские Them отправились в турне по Соединенным Штатам Америки, The Other Them временно возвращаются в Великобританию, чтобы занять, так сказать, освободившуюся нишу.

Плакаты калифорнийских концертов Them (художник Уэс Вилсон)

Ким Фоули в Лондоне
Примерно тогда же происходит их историческое знакомство с американским андеграундным певцом и продюсером Кимом Фоули (Kim Fowley). “Британское вторжение” уже пару лет как поставило американского слушателя на колени. Перебраться через океан, чтобы подписать контракт с какой-нибудь молодой английской рок-группой, казалось стоящей авантюрой. Вдруг повезёт, и из никому не известных раздолбаев вырастут новые Стоунз или Битлз?!

К тому же, кое-какие друзья-музыканты Кима Фоули, периодически наведывались в Великобританию с концертами и для студийной работы. А кое-кто даже перебрался на ПМЖ. Так что, в Англии, Ким не только работал с местными, но ещё и своим помогал. Это был уже второй его визит в страну.

Ким Фоули: “Я всегда намечал свои путешествия на весну. Так у меня было где-то 6 месяцев, чтобы провернуть все свои дела в Лондоне и успеть вернуться в тёпленькую Калифорнию, до наступления ебучих английских холодов! Ну и плюс, приблизительно такой срок тогда действовала стандартная виза”.

Датская улица
Конкретно с братьями МакОли, Ким познакомился в баре-кафе Джоконда (La Gioconda), расположенном на Датской улице в Лондоне. Название улицы, прямо в тему!

Ким Фоули: “Я заказал себе бутерброд с сыром и ветчиной и тут заметил этих волосатых парней, сидящих за столиком напротив. "Вы чё, рок-группа какая-то?" - спросил я. "Да, мы играли в Them!". "Ну, нифига себе!" удивился я (о Them были наслышаны в Штатах). "Давайте запишем альбом?!". Они засмеялись. Мы условились ещё раз встретиться в одном пабе, и там я показал ребятам свою песню. А всего через пару дней мы уже отправились в студию Regent Sound для записи. Я оплачивал студийное время из своего кармана, так что ребятам пришлось действовать крайне быстро!”

Ха, да они даже далеко ходить не стали! Regent Sound Studios расположена в подвале, на всё той же Датской улице, что и бар, где познакомились музыканты и их продюсер. Крохотное помещение, стены, обитые коробками из-под яиц, примитивный двухдорожечный магнитофон... Раньше там обычно писали всякую рекламу для радио, а не рок-музыку. Но был в истории этой студии и славный момент. Там, например, сделали свои первые профессиональные записи знаменитые The Rolling Stones. Что, само по себе – хорошая рекомендация.

Реклама студии и обстановка внутри
  
Киму Фоули: “Тамошний звукоинженер - Билл Фарли (Bill Farley), был просто волшебник! Он бы смог сделать что угодно. Ты мог подойти к нему и сказать: "Хочу такой звук, как будто стадо оленей ебёт блондинку, а на заднем плане негры поджигают церковь".
Он бы ответил: "Это не проблема! Ты ведь такой имел в виду?"
"Да, чёрт возьми! То самое!"
"А теперь, дай мне погружение в ванну с ржавыми бритвами и битыми бутылками"
"Окей!"
Билл нажимал пару кнопок… И вуаля!

Мы с группой сделали на Regent Sound около 9 вещей. Вся музыка игралась через один усилитель (комбик). Лишних денег не было, поэтому мы просто пустили через него и гитары, и орган! Мы сделали запись всего за пару часов. Вернее, за пару часов в пару суббот. Думаю, я потратил не больше 14 фунтов на это дело!”

Фоули тут, конечно, немного приукрашивает свой рассказ. Показания других свидетелей говорят, что на самом деле группа провела Regent Sound Studios три сеанса звукозаписи. Одну в мае 66-го и ещё 2 в июне. Но, не сомневаюсь, что это были поистине ураганные сессии!

Джеки МакОли: “Фоули приказал нам играть ПСИХОДЕЛИЧНО!”

Ким Фоули: “Чисто конъюнктурный ход! Это был 1966-й год, и наркотики были частью культуры. Множество рок-песен было написано про наркотики. Музыканты были наркоманами, и слушатели - тоже наркоманы. Тогдашние детишки вовсе не были так чисты и наивны, как пели The Monkees! Скорее, это была стая одичавших подростков, пытающихся купить пиво по поддельному удостоверению личности, или рыщущая по городу, чтобы достать косяк с травой. Так что, если вы были молоды, курили траву, или употребляли какие другие наркотики, было бы не лишним, если это нашло отражение в вашем творчестве. Это как сегодня рэперы говорят: "О-о, давайте сделаем эту вещь более ганста!" Или когда Стас Михайлов выпускает очередную песню про Любовь и Женщин (обе с большой буквы!), чтобы выжать слезу из разведённых мамочек. Старо как мир! Если вы начинающий исполнитель, постарайтесь написать хотя бы одну песню про дальнобойщиков. И может вас возьмёт в ротацию Авторадио. А мы записали психоделическую пластинку!

К тому же, в музыкальной индустрии сложилась такая ситуация, что все эти продюсеры, профессиональные сессионные музыканты, и просто люди, занимающие какие-то руководящие посты – были из поколения постарше.
40-летние дядьки, делающие пластинки для тинэйджеров. Абсурд!
Мне же было 27. Я был почти ровесником музыкантов и лучше других понимал, куда ветер дует (говоря языком Дилана).”

Фоули, со свойственной ему ловкостью Великого комбинатора, подписывает своих подопечных на издание сразу в нескольких странах (я насчитал 9, но Фоули, в одном из интервью утверждает, что их было 12, хотя, сам потом добавляет, что может ошибаться).

Ким Фоули: “Попытаюсь вспомнить… Австралия, Новая Зеландия, Канада, США, Великобритания, Ирландия (радуйтесь ольстерские националисты, для Фоули это отдельная страна!), Франция, Швеция, Дания, Финляндия и, я думаю, Бельгия с Нидерландами. (На самом деле, ещё была Япония. А вот финских, бельгийских и новозеландских изданий я так не нашёл) Вроде так… Понимаете, я сделал 5000 записей и сочинил около 5000 песен за 45 лет. Мне трудно вспомнить какую-то конкретную дату, какую-то конкретную страну и какаю-то конкретную песню… И, говоря о записях, я имею в виду синглы (маленькие пластинки со всего двумя песнями, по одной на каждой стороне). Мы не стремились делать альбомы. Это была эпоха синглов! Вы быстро пишите свой сингл и тут же его выпускаете. И так снова и снова. Это вовсе не означает, что у вас будет хит, и вы заработаете миллион. Но это означает, что сингл выпустить было легко, в отличие от альбома.

Итак, на дворе 1966-й, я в Англии, а половина Them стоит передо мной. О, чувак, да мы сейчас пойдём и сделаем такие же крутые треки как “Gloria” и “Mystic Eyes”! Все мои друзья просто охуеют, когда я вернусь домой после лета. Так что, почему бы и нет?! Давайте немного подурачимся в студии!

Запомните это фото
У меня была пара сотен долларов в кармане. А у них - всего один долбаный усилитель на всю группу! У них даже не нашлось нормальных шмоток для фотосессии! Мне пришлось одолжить им свой гардероб. Взгляните на их фотки. Да большая часть вещей там – мои!

На запись песен мы тратили не многим больше времени, чем они потом звучали на пластинках.
Спасибо, пацаны, это было весело. А теперь – проваливайте!

Вы делали записи каждый божий день. Всегда находились люди, которые хотели хорошенько пошуметь. И вы шли в студию и записывали этот шум. Никто не мечтал о долгосрочных контрактах на запись двойных альбомов с концептуальной лирикой, как у Pink Floyd. Ничего такого и в помине не было! А была грязная музыка с сомнительным содержанием. Удовольствие быть примитивным, громким и весёлым.

Людям ведь нравятся глупости. Они не хотят сильно напрягать мозг. Если вы мне не верите – включите ящик и посмотрите шоу Голос или Дом 2. Их рейтинг куда выше, чем у каких-нибудь там концертов симфонической музыки, или исторических передач… Сходите в кинозал и посмотрите комедию с Адамом Сэндлером. У него не просто так несколько фильмов стали №1 в прокате…

И я считаю, что это – правильно! Нужно ловить от жизни кайф и делиться им с окружающими!
Взять, например, “Louie Louie” (песня, наиболее известная в исполнении американской рок-группы The Kingsmen). Что может быть примитивнее? Но разве не круто?!”

Кен МакЛеод: “Сначала мы записали в Лондоне “The Crazy World Inside Me”, “Hey Gyp” и “Aria Of The Fallen Angels” (так Ким назвал нашу упрощенную версию баховской мелодии). На следующий день мы сделали “Last Will And Testament” (она же - “Saint James Infirmary”) и “People, Let’s Freak Out”. (до этого, вероятно, у группы была ещё одна сессия, для их дебютного сингла с “Gloria’s Dream” и “Secret Police”)

Но этого материала всё равно не хватало для долгоиграющей пластинки (альбома). У нас имелись договорённости по поводу концертов в Копенгагене. А у Кима - дела в Лондоне. И поэтому он не мог отправиться с нами в Данию.

Рекламный плакат группы
Он велел нам встретиться там с людьми из местной фирмы Sonet, собиравшейся издавать наши пластинки. Так мы вышли на Джимми Кэмпбелла (Jimmy Campbell). За одну ночь 30-го июня Джимми записал в Копенгагене ещё несколько наших вещей на Vanløse Bio (вообще, это кинотеатр, в котором располагалась звукозаписывающая студия Ivar Rosenberg Lydteknik). Это были “Midnight Train”, “Suicide Song”, “Portland Town”, “Boom Boom” и новая версия “Baby Blue” (как вы помните, эту песню группа избрала для своего демо). Альбом был завершён!”

Тем же летом, наконец-то настала пора релизов наших героев. Как водилось в музыкальном бизнесе тех лет, прежде чем издавать долгоиграющую пластинку, коллективу полагалось выпустить сингл.

Первой поступила в продажу пластинка-сорокапятка с песнями “Gloria’s Dream (Round And Around)” и “Secret Police”. Впервые она была выпущена в июле 1966-го на американской фирме Loma (дочернее подразделение гиганта Warner Bros. Records, которое специализировалось на ритм-н-блюзе, соуле и прочей “чёрной музыке”). На пластинке красовалась гордая надпись “Записано в Ирландии”. Что, конечно же, было неправдой! Как вы помните, эти записи музыканты сделали в Лондоне. Но, что самое удивительное, как бы подтверждающее “ирландскую легенду” – это то, как сама группа называлась на этой пластинке. Использовать имя Them в англоязычной стране они не рискнули. Цепные адвокаты Моррисона-Хендерсона (и бандитские связи Соломона-Кинга) не дремали. Тем более в США, где прямо сейчас гастролировали моррисоновские Them!

Можно было написать на этикетке пластинки, что это сингл группы The Other Them (имя, которое коллектив братьев МакОли использовал в Великобритании). Но Фоули уже придумал своим подопечным новое, звучное имя, взамен этого названия-бастрада. The Belfast Gypsies - белфастские цыгане! Уж не знаю, как там в Ирландии с настоящими цыганами, но нашим героям, вечно мотающимся меж двумя столицами (Лондоном и Копенгагеном) оно вполне подходило. К тому же, Them, изначально, действительно были из Белфаста.

Правда, на самой пластинке это название написали с ошибкой - The Belfast Gipsies. Наверно это нужно переводить как - Белфастские цигане (!). Хотя, может быть, это вовсе и не ошибка, а намеренная приколюха от Фоули (так как эта “ошибка” впоследствии будет повторена не раз). Тогда ведь были популярны всякие группы с “неправильными” названиями (The Beatles, например).

Ким Фоули о “Gloria’s Dream”: “Я смотрел на всё это дело с точки зрения американца. Много кто переигрывал “Gloria”, помимо The Shadows Of Knight (чья версия стала хитом). Разные люди, в разных городах делали свои версии.
В каких-то штатах “Gloria” была хитом. В каких-то - “Mystic Eyes”. В других - “Here Comes The Night” или ещё какая песня. А где-то о Them вообще не слышали.
В Лос-Анджелесе, где я жил, “Gloria” была по-настоящему значимой вещью. И “Mystic Eyes” – тоже была на слуху. В других местах было иначе.
Такая вот региональная путаница. Словно шахматная доска, или лоскутное одеяло.

И, главное, никто точно не знал, что за люди играли в Them. Ну, кроме Вэна Моррисона, которого все знали как их вокалиста... А может быть вообще, все эти записи были сделаны не группой, а какими-нибудь левыми людьми - сессионными музыкантами?!

Про Джеки МакОли, нужно уяснить следующую вещь: помимо того, что он пел как Вэн Моррисон, он и выглядел так, как вы представляли себе Моррисона, если слышали его в записи, но не видели вживую. Но Вэн Моррисон выглядел как какой-то сраный клерк. Да и росту в нём было - метр с кепкой! А Джеки выглядел как настоящая рок-звезда. Словно североирландская смесь Элвиса и Джека Пэланса (звезда вестернов).
И, поскольку, Джеки участвовал и в моррисоновских Them, напрашивается вопрос: что если Вэн выработал свою вокальную манеру под влиянием Джеки, а не наоборот?

И вот, я в Англии, с группой, которая играет как Them и чей вокалист поёт как Вэн Моррисон… Грех было не воспользоваться этим.
Пофиг, что в мире уже есть одна запись “Gloria”. Давайте, сделаем ещё!
А что такого?! Сколько было похожих записей ватусси? Сколько было похожих записей сёрфа? А сколько было записей твиста? Кто их вообще считал?! (комментарий переводчика: Ватусси и твист – названия танцев, популярных в самом начале 60-х годов, но потом быстро канувших в Лету. Сёрф – стиль рок-музыки. Преимущественно - инструментальный)

И мы с ребятами написали песню-продолжение “Gloria” на мотив “Gloria”. Но не думайте, что мы хотели выехать на славе этой композиции, или не смогли придумать ничего оригинальнее! Просто, нам показалось, что так будет прикольнее. Типа, знаете, как “Shout” и “Twist And Shout” у The Isley Brothers? А у нас - “Gloria” и “Gloria’s Dream”. Не эксплуатация удачной мелодии, не какой-то там очередной кавер, а именно продолжение истории, рассказанной в первой песне.”

Авторство бисайда этого сингла – “Secret Police”, принадлежит Киму Фоули. Даже в исполнении британской группы, она звучит как какой-то гаражно-психоделический панк из Калифорнии. То есть, примерно то, что Фоули выпускал на своих собственных пластинках. Фоули, ведь, оставил свой след в истории не только как продюсер, но ещё и как рок-певец. Певец невеликий, конечно, если судить чисто по вокальным способностям. Но весьма своеобразный и значимый, если судить по репертуару, бэкграунду и имиджу.

Вспоминает Ким Фоули: “Эта песня родилась на Сансет-стрип (улица в Лос-Анджелесе), ещё до моего знакомства с The Belfast Gypsies. Я был ведущим на всяких хипповых мероприятиях и был в теме. Когда рок-группа задерживалась или вообще не появлялась, мне приходилось развлекать народ и самому петь там, вместе с каким-нибудь импровизированным составом из числа зрителей. Копы вечно маячили где-то неподалеку, и мы знали, что они нам не друзья.

Лос-анджелесские копы
Образ полицейского - неотъемлемая часть мифологии шестидесятых. Все эти детективные романы, фильмы 40-х годов, сводки криминальных новостей с погонями и перестрелками… Рок-н-ролл и репрессии, добро и зло, полиция и мафия, школы и учителя, родители и подростки, политики и революционеры, герои и подонки, друзья и враги, хорошие копы и плохие копы и т.д. и т.п.
Так что эта песня - дань этой мифологии. Типа: "О-о, а теперь давайте запишем что-нибудь про полицейских и преступников. Эта вещь сойдёт?" У нас было не так уж много времени и средств, на вылизывание всего этого в студии. Просто, был какой-то текст и заготовка мелодии. И мы взяли и сделали это. Такой вот гаражно-роковый фастфуд.
Ну, в конце концов, мы же не пишем Великую хартию вольностей, мы же не Боб Дилан?! Так что, давайте просто подурачимся!”

Вопрос американскому журналу KRLA Beat (имя читательницы — в тему)
Чуть позже (лето и осень 66-го) пластинка “Gloria’s Dream (Round And Around)”/“Secret Police” стала выходить на разных фирмах и в других странах (лейбл Sonet – в Дании и Швеции, Island Records – в Великобритании, Disques Vogue – во Франции, W & G – в Австралии и, возможно, Quality Records – в Канаде). И, если у себя на родине (все мы помним судебную баталию, проигранную группой братьев МакОли?) музыканты снова были вынуждены назваться The Belfast Gipsies (sic), то в остальной Европе и в Австралии эти песни вышли именно как записи Them!

“Яблоки” американской, французской и британской пластинок

Датское, шведское и голландское издания. На первой, в Them запутались даже издатели!

В Австралии, правда, опять возникли проблемы юридического характера, и фирме срочно пришлось изымать из продажи свои пластинки и перепечатывать их уже как The Belfast Gypsies

Вырезка из журнала KRLA Beat
Песня “Gloria’s Dream” заняла 124-е место в американских чартах. Не хитяра, конечно, но и недурной результат. Учитывая тот факт, что группе не дали выпустить её в США как Them, и она вышла как творение никому не известных The Belfast Gypsies! Подчеркну тот факт, что музыканты никогда не выступали под этим названием.

Но, всё равно, народ не мог не заметить сходство. Тем более, в других странах (кроме Великобритании, конечно), эта запись продвигалась как композиция Them. Что вылилось в ряд курьёзов и непоняток. Слушатели терялись в догадках, а пресса путалась. Те или не те Them? Попробуй их не перепутай!

В общем и целом, вышел славный прикол. Кульминацией стал случай, когда у Вэна Моррисона на концерте попросили спеть “Gloria’s Dream”. Представляю, как он лопнул от злости!

Фирма Disques Vogue (французские партнёры Sonet), чуть позже выхода этой пластинки-сорокапятки с двумя песнями, выпустит ещё и EP-шку (мини-альбом) с 4-мя композициями группы. Произойдёт это в августе 66-го. На пластинку войдут композиции “Gloria’s Dream”, “The Crazy World Inside Me”, “Secret Police” и “Aria Of The Fallen Angels” с будущего альбома группы. Последняя вещь, правда, будет указана на конверте неверно, как “Aira Of The Fallen Angels” (!).

А в Джеки, похоже, стреляли

Но, что интересно и необычно, тираж этой пластинки вышел сразу в двух вариантах: на одном группа была названа Them, а на другом The Belfast Gypsies (на этот раз название группы было написано грамматически верно – “Белфастские цыгане”). Уж не знаю, почему они так сделали? Может в расчёте, что так будет лучше продаваться. Но вообще, французы из Disques Vogue славились тем, что печатали всякий эксклюзив. 

Финальный состав моррисоновской группы
В сентябре 66-го, моррисоновские Them возвращаются с американских гастролей в родной Белфаст. Несмотря на то, что в Штатах группу принимали на ура, но гастроли по чужой стране всё равно показались утомительными. Вэн Моррисон был недоволен гонораром, а также в очередной раз ухудшившимися отношениями с коллегами-музыкантами. На концерты Them была продана куча билетов. Однако сами музыканты и их вокалист получили мало денег. Большая часть выручки с концертов осталась в кармане их ушлого менеджера Фила Соломона. То что, он ведёт свои дела нечисто, стало как никогда очевидно. Даже у прежде лояльного Моррисона, возникли претензии!

К тому же у него созрел новый, акустическо-лирический материал, воплощение которого Вэн не видел в рамках стиля своей громкой рок-группы.

Сольник Вэна
Поэтому Вэн Моррисон решает покинуть Them и отправится в сольное плавание.

Со стороны, казалось, что братьям МакОли и их коллегам впору было праздновать победу. Представляете, ваши враги сами собой прекращают своё существование, а они становятся единственными Them. Вполне радужная перспектива. Хотя, права на это название в англоязычных странах они всё равно уже безвозвратно проиграли…

Хотя, я не знаю, находясь за рубежом, были ли они в курсе того, как в Британии обстоят дела у Моррисона и Ко? Как будто забот других у них не было, только следить за конкурентами?!

В любом случае, такая расстановка сил будет крайне недолгой. Скоро вы узнаете почему. Но пока что мы ненадолго вернёмся к обозрению дискографии Them (теперь уже - единственных):

В октябре 66-го, вышел их второй сингл - “Portland Town”/“People, Let’s Freak Out”. Снова, первоначальный релиз состоялся в Штатах и снова, на американском релизе группа была названа The Belfast Gipsies (!), а на европейских – Them

“Portland Town” была записана музыкантами в Копенгагене уже без своего продюсера Кима Фоули. Но, несомненно, именно Ким Фоули, посоветовал её ребятам.

В выходных данных пластинки указано, что это народная песня в адаптации Кима Фоули. Но это - ложь. У неё есть настоящий автор.

На Западе существовал целый пласт песен, которые все считали народными, хотя у них были конкретные авторы. Просто их имен никто особо не знал. Этакое общественное достояние. Все эти “Hey Joe”, “Get Out Of My Life, Woman”, “Let’s Get Together”, “(Sometimes I Think About) Willie Jean”, “Tobacco Road”, “(Walk Me Out In The) Morning Dew”, “Codeine”, “High Flying Bird” и т.д.

Так ли важно знать имена и фамилии авторов мелодий, которые все разучивают на гитаре? Никто особо не парился на эту тему. Это уже потом, дотошные любители музыки и историки раскопают, кто чего, где и когда сочинил.
Ведь “Калинку-Малинку”, например, у нас тоже, большинство считает народной!

Деррол Адамс
Так вот, “Portland Town” была сочинена в 50-е года Дерролом Адамсом (Derroll Adams) – фолк-певцом из Портленда. На её написание Адамса вдохновила Корейская война. Песня повествует о “радостях” жизни и смерти в портовом городке, человека, чьи сыновья ушли на фронт и не вернулись.

Фоули плохого не посоветует! В 60-е года антивоенная тематика снова стала актуальна из-за событий во Вьетнаме. Особенно у молодых людей, которым идти на войну и быть там убитыми, почему-то не хотелось. Ну, не всем же суждено попасть в Вальхаллу…

Теперь о бисайде “People, Let’s Freak Out” (Народ, давай фриковать): эту вещь группа записала ещё в Лондоне, вместе с Фоули. В музыкальном плане эта композиция не представляет из себя что-то уникальное. Это старый добрый “бит Бо Диддли”, который вы можете услышать, например, в его песне “Mona”.


 

Бо Диддли
Для тех, кто не в теме: Бо Диддли – это темнокожий исполнитель ритм-н-блюза, один из влиятельнейших людей в этом жанре. Американский фолк и блюз (как и всё американское), вообще, были популярны у молодёжи Соединенного Королевства начала 60-х годов (зато потом, в середине десятилетия “Корона нанесла ответный удар” и американская молодёжь дружно увлеклась всем британским).

Куда интересней текст “People, Let’s Freak Out”, её месседж, да и общая атмосфера безумия в этой записи. Ведь, получилась своего рода пропагандистская вещь!

Ким Фоули тут, послужил мостом между американским и британским андеграундом. Словечко “хиппи” вышло из негритянского сленга и поначалу, больше относилось ко всяким блюзовым и джазовым чувакам. Одноименная молодёжная субкультура тогда была ещё совсем молода. Она не оформилась окончательно, и не была занесена в плату мер и весов, образно говоря.

Белые неформалы Калифорнии (откуда сам Фоули) предпочитали называть себя “фрики” (чудаки). Фрики ярко одевались, совершали всякие эксцентричные выходки, разговаривали на непонятном языке (сленге), слушали громкую музыку (РОК-музыку, упаси господи!), расстраивали своих родителей и учителей… А ещё, панически боялись парикмахеров!

Излюбленной рок-группой лос-анджелесских фриков были The Mothers Of Invention (Матери изобретений). Ким Фоули дружил с Фрэнком Заппой – гитаристом и идеологом этой группы. Фоули принял участие в записи дебютного альбома The Mothers Of Invention (как раз, незадолго до своего второго визита в Великобританию). Эта пластинка, озаглавленная “Freak Out!” (Фрикуй!), стала своего рода, манифестом движения фриков.

Ким Фоули: “Мне кажется, композиция “People, Let's Freak Out” звучит так, словно сам Фрэнк Заппа, вдруг переместился из Лос-Анджелеса в Англию и сделал там эту запись в каком-нибудь гараже.

Фриковать – значит танцевать до упаду. Фриковать – значит любить всех, всех, всех. Фриковать – значит врубить музыку на полную громкость. Фриковать – значит раскрасить своё лицо и пугать маму с папой, или же носить брюки-клёш как Сонни и Шер. Врубились?”

В Британии начала 60-х годов, среди неформальной молодёжи доминировала субкультура модов (стиляг). Одевались они подчёркнуто стильно и опрятно (за что, собственно, и получили своё имя) и готовы были идти на компромисс с парикмахерами… Но музыку тоже предпочитали громкую (ох, уж этот вездесущий и проклятый РОК!).

Британские моды и американские фрики

Вырезка из лондонской газеты International Times
Калифорнийская субкультура фриков-хиппи была, пожалуй, прогрессивней и радикальней, нежели британская субкультура модов. Ведь, во второй половине 60-х годов, молодые неформалы Америки и Англии стало массово захиппевать. Так что, калифорниец Фоули, в Лондоне 66-го оказался своего рода “послом из центра Первого мира, маяком стиля и глашатаем новой эпохи”.

Как я уже говорил, “Portland Town”/“People, Let’s Freak Out” впоследствии тоже ждало международное издание.
Хотя, конечно, издавался этот сингл не столь обширно, как дебютная пластинка. Помимо США, релиз прошёл в Швеции и, неожиданно, в Японии!

Шведское и японское издания

Видимо это связанно с тем, что сингл “Gloria’s Dream”/“Secret Police” не то чтобы хорошо продавался. Фирмы грамзаписи уже не рвались печатать новые пластинки группы.

Да и у самих Them, колесивших в это время по Северной Европе, дела обстояли не лучшим образом. Похоже, “цыганская” жизнь в дороге и бесконечные выступления вдали от дома так доконали их, что уже никакие гонорары, стали не милы.

Кен МакЛеод вспоминает: “Мы катались по Дании, Бельгии, Норвегии и Швеции до ноября 66-го. Потом, как-то после сразу трёх изнурительных концертов за один вечер в разных точках Стокгольма, мы собрались возвращаться в Копенгаген. Я и Джон (Пэт МакОли) сели на поезд вместе. Но Марка (нашего басиста), похоже, всё вконец задолбало. Вместо Копенгагена он поехал домой. А Грифф (Джеки МакОли) и Рэй Хендерсон (наш менеджер) остались в Стокгольме. Спустя несколько дней, из Стокгольма прибыл наш роуди и привёз мне мою гитару. Мы, со старшим МакОли, упаковали чемоданы, и купили билеты до Лондона. А потом я долгие годы не общался ни с кем из этих парней.”

Сколько пафоса! А название в кавычках
Казалось бы, вот и песенке конец. Обе группы Them (и Моррисона и братьев МакОли) распались. Но не тут-то было! В декабре 66-го, бас-гитарист Алан Хендерсон, решает возродить коллектив. После того, как Вэн Моррисон начал сольную карьеру, Алан стал единственным законным правообладателем многострадального названия. Так сказать, король отрёкся от престола, но власть узурпировал наместник. Хендерсон собирает новый состав Them, который частично будет состоять из людей, игравших в последней версии моррисоновской группы, а частично набран из новичков. На замену Моррисону, естественно, будет взят новый вокалист.

Что примечательно, полем деятельности эта версия Them изберёт не родную Англию (Ирландию!), а далёкую Америку. У Хендерсона и Ко свежа была память о горячем приёме Them в Штатах. Практически сразу же после своего формирования коллектив отбывает в США, где и будет вести свою концертную и студийную работу. Проект Хендерсона, в том или ином составе запишет 4 альбома. Хендерсоновские Them будут сочетать в своём звучании элементы старого доброго ритм-н-блюза и психоделии с хард-роком. Их попытка попасть в новую модную струю психоделии, на мой взгляд, получилась не слишком искренняя. Чувствуется во всём этом некая фальшь. Фэйкоделия, как говорят некоторые. Хотя, за псевдоиндийскую “Square Room” им можно простить многое…

Но, в любом случае, напрашивается сравнение с записями других версий Them. Хендерсоновский бэнд почти по всем статьям уступает и моррисоновским Them и Them братьев МакОли. Кроме долгоживучести и плодовитости! Такой вот парадокс. Лучше мало, но лучше!

Дискография хендерсоновских Them

Но перенесёмся обратно в декабрь 1966-го года, когда группа братьев МакОли уже распалась, а Алан Хендерсон ещё не возродил свою.

Как вы помните, последним “прижизненным” релизом маколиевского коллектива был сингл “Portland Town”/“People, Let’s Freak Out”. Он выходил в США, Швеции и Японии, но не в Великобритании. Потом группа распалась и… Внезапно на родине коллектива происходит очень странный релиз: сингл некой группы The Freaks Of Nature. Название коллектива можно перевести как “В натуре фрики”! (шучу)

Пластинку эту выпустила фирма Island Records, ранее издававшая записи Белфастских цыган в Соединённом Королевстве.

На заглавной стороне сингла звучит уже знакомая нам “People, Let’s Freak Out”. Но, только какая-то странная версия, отличная от того, что выходило на сингле Them (The Belfast Gypsies)… ещё более мозговыносящая!

Поясняет Ким Фоули: “Это сделали Гай Стивенс и Роберт Уайатт. И не спрашивайте меня: "Как?"! Я в этот момент находился вне стен звукозаписывающей студии. Но, видимо они, попросту взяли наши оригинальные плёнки, а потом записали поверх неё свои голоса и дополнительные шумы.”

Появление Роберта Уайатта в нашей истории – не случайно. За время своего визита в Лондон, Ким Фоули сотрудничал не с одними только Them. Например, он ещё спродюсировал дебютный сингл джаз-роковой группы Soft Machine, в которой пел и барабанил вышеупомянутый Уайатт.

Ну, а Гай Стивенс – это такой британский ди-джей и музыкальный продюсер. Ну и, знакомый Фоули, само собой.

Ходят слухи, что в создании этой версии “People, Let’s Freak Out” поучаствовал ещё и Кевин Эйерс (коллега Уайатта по Soft Machine).

Другую сторону пластинки The Freaks Of Nature занимает композиция “The Shadow Chasers” (Теневые преследователи). Но, не стоит ожидать от этой песни чего-то новенького! На самом деле это фоулевская “Secret Police” в исполнении Them. И даже не перезаписанная, а просто переименованная.

Вряд ли у этого релиза была какая-то коммерческая подоплёка. По всей видимости, Стивенс и Уайатт записали “People, Let’s Freak Out” чисто по приколу и распространяли эту пластинку среди своих друзей. Ведь она вышла крайне скромным тиражом (что-то около 100 копий).

Но и на этом “посмертные” релизы маколиевских Them не прекратились:

Французский лейбл Disques Vogue (большие оригиналы!), выпустил ещё одну EP-шку (мини-альбом) Them с 4 композициями. И опять, они удивили мир. Помимо “Portland Town”, “(It’s All Over Now) Baby Blue” и “Midnight Train” (с будущего альбома Them) там присутствует эксклюзивный инструментал “The Gorilla”.

С “Гориллой” много неясностей. Вполне вероятно, что на самом деле это запись не Them. Её авторами числятся Питер Барденс (Peter Bardens), Джон Мурсхед (John Moorshead) и Рэй Хендерсон (менеджер маколиевских Them). Это уже настораживает. Да и звучит она как-то не сильно в стиле группы…

Питер Барденс - второй справа
Барденс некогда играл на клавишных в моррисоновских Them. А потом недолгое время участвовал в группе братьев МакОли. Но он присоединился к ним лишь для пары выступлений, в качестве клавишника, дав возможность Джекки МакОли побыть “свободным вокалистом”. А вот, делали ли они какие-то совместные студийные записи – доподлинно не известно.

Но вот что известно:
В 1966-м году Барденс был членом блюз-роковой группы The Shotgun Express, где играл на гитаре вышеупомянутый Мурсхед. Эта группа, практически была предтечей знаменитых Fleetwood Mac. На барабанах там играл Мик Флитвуд, а ещё одним гитаристом был Питер Грин.

Барденс, Мурсхед и Флитвуд аккомпанировали Киму Фоули на его британском сингле “They’re Coming To Take Me Away, Ha Haa!”/“You Get More For Your Money, On The Flipside Of This Record, Talking Blues”. Фоули в Лондоне не только делал записи других людей, но и записывал свои собственные синглы. Которые потом распространял по всему миру, через те же фирмы, что и Them. Так что, можно сказать, что Ким “за компанию с Them” пропихнул и свои записи (ну, или наоборот).

Синнгл Фоули (французское, немецкое и норвежское издания)
Пластинки Disques Vogued (Франция), Sonet (Швеция) и Island Records (Англия)

Запись “They’re Coming To Take Me Away, Ha Haa!” происходила примерно в то же время, что и сессии группы братьев МакОли с Кимом Фоули. Но велика вероятность, что “The Gorilla” вовсе не результат фоулевского сотрудничества с Them! Возможно этот инструментал - просто аутейк фоулевской сессии с ребятами из The Shotgun Express. А предприимчивый Ким нашёл ему применение, подсунув как эксклюзивный материал для французов.

Кстати, группа The Shotgun Express – тоже просуществуют недолго. К 1967-му году, этот коллектив распадётся, как и маколиевские Them. Но почти всех экс-участников The Shotgun Express ждало большое будущее: 
Джон Мурсхед будет играть в блюз-роковой команде The Aynsley Dunbar Retaliation.
Питер Барденс несколько лет помыкается по всяким малоизвестным коллективам, но потом прославится с арт-роковой группой Camel.
Ну а Мик Флитвуд с Питером Грином – это всем известные Fleetwood Mac.

Вернёмся к истории Them. Помимо всего прочего, записи группы попадали на пару шведских пластинок-сборников для музыкальных автоматов.

Например, вот
 
Хотя... Довольно о мелочах! Ведь нас ждёт самое главное:

Обложка альбома

В августе 1967-го на Grand Prix (шведском подразделении датского лейбла Sonet) выходит долгожданный альбом Them “Belfast Gypsies” (GP-9923). Наконец-то! Казалось, что это уже никогда не произойдёт…

На обложке пластинки (где ребята из Them щеголяют в фоулевских шмотках) фигурируют сразу оба названия группы. Да так, что не сразу понятно, то ли это альбом “Them” коллектива Belfast Gypsies, то ли альбом “Belfast Gypsies” коллектива Them (хотя, конечно, на самом деле – второй вариант).

Он мог бы выйти ещё летом 66-го (когда был записан), но появился на прилавках музыкальных магазинов только в 1967-м. Группы уже не было и в помине, их слава поугалса… Но, пусть и запоздало, эта работа всё же увидела свет!

Летом 67-го, “Летом любви”, летом хиппи, летом психоделии, летом “Сержантов” и “Волынщиков”, альбом Them оказался странным артефактом переходной эпохи (от рок-н-ролла с ритм-н-блюзом к психоделии, а от субкультур модов и рокеров - к движению хиппи). Но этим он и ценен! 
По моему субъективному мнению – это одна из лучших пластинок вообще (и не только 60-х годов).

Весь альбом – словно дань любви молодых ирландцев к чёрному американскому ритм-н-блюзу и старому фолку, дозировано разбавленная прогрессивными психоделическими веяниями из той же страны.

Разберём “Belfast Gypsies” по трекам:

“Gloria’s Dream” (Сон Глории) – визитная карточка маколиевских Them. И одновременно – продолжение самой известной песни Вэна Моррисона. Музыканты обыгрывают ту же мелодию, и снова поют о любвеобильной девочке-подростке по имени Глория. Текст у оригинальной песни - довольно бессодержательный. Ну, типа, есть у меня такая распиздатая девка, а вы все – завидуйте! Вполне в духе ниггерских любовно-хвастливых блюзов и рок-н-роллов. У Them с Кимом Фоули в этом плане – получилось поинтересней. Но, оригинал – есть оригинал.

Казалось бы... По иронии судьбы, наибольшую популярность в 60-е получил не оригинал, а перепевка этой вещи американской группы The Shadows Of Knight.

“The Crazy World Inside Me” (Безумный мир внутри меня) – спокойная вещица. Печальная, я бы сказал. Парень потерял девушку, сходит с ума от тоски и просит её вернуться. 
Как говаривали классики: “Только когда от тебя уходит твоя женщина, рождается настоящий блюз”. Хотя, в плане музыки, здесь Them вовсе не играют блюз. Скорее, что-то типа “голубоглазого соула”. Но эксцентричный вокал Джеки (Гриффа) МакОли, вытягивает её, придавая долю драйва и агрессии даже такой сопливой теме.

“Midnight Train” (Полуночный экспресс) – а вот это уже классический ритм-н-блюз на тему железных дорог! Кто только не исполнял эту американскую народную песню… И у Them получилось достойно: гитары и барабаны старательно отрабатывают стук вагонных колёс, губная гармошка – пыхтение трубы и гудок паровоза, а голос вокалиста передаёт чувство тревоги.

Бах!
“Aria Of The Fallen Angels” (Ария падших ангелов) – самая необычная вещь на пластинке. Эта вокально-инструментальная композиция отсылает к классической европейской музыке. В частности, здесь обыгрывается фрагмент мелодии из “Сюиты №3 в ре-мажор” (Suite No. 3 in D major) Иоганна Себастьяна Баха. Уж чего-чего, а точно не этого ожидаешь от юных разгильдяев из Them
Но не знаю, отдавали ли они сами себе отчёт, что переигрывали классику? На пластинке в качестве авторов этой мелодии, указаны музыканты из Them. И никакого Баха! Может они просто сыграли что-то, что крутилось у кого-то из них на задворках памяти, а уже потом сообразили, что это был Бах?! Тем более, что и слышали они эту мелодию, наверняка, не в каноничном исполнении оркестра, а в популярной адаптации “Ария на струне соль” (Air on the G String) немецкого скрипача Августа Вильгельми (к чему и отсылает слово “ария” в названии композиции). 
В целом, у Them получился прямо какой-то барокко-рок, малыми средствами, без скрипок, духовых и прочих оркестровых штук. Барокко-рок для бедных!

Ну, а эта же баховская мелодия в 1967-м стала источником вдохновения для главного хита британской группы Procol Harum. Ну а российскому слушателю этот мотив знаком как: “Тооолькоо, рюмка водки на столеее...”

“Baby Blue” (Грустное дитя) – тут ребята из Them переигрывают американского фолк-певца Боба Дилана - “голос поколения” 60-х. “Блю” – это не только “голубой”, но ещё и “грустный”. Перепевать Дилана было несложно. Чувак писал великие песни, но сам был невеликим вокалистом (в смысле – весьма посредственно пел, даже можно сказать, что плохо). Поэтому, каверы на Дилана, получались зачастую лучше оригинала. И эта песня – не исключение! Но, примечательно, что “(It’s All Over Now) Baby Blue” уже записывали моррисоновские Them в 1965-м году. Так что можете сравнить эти 2 версии!

“People, Let’s Freak Out” – пропаганда фричества под бо-диддлиевские рифы. Про неё мы уже достаточно сказали в разделе, посвящённом синглам группы, так что переходим далее…

Джон Ли Хукер
“Boom Boom” (Бум, бум) – открывает вторую сторону альбома Them. Это перепевка самой известной вещи американского темнокожего блюзмена Джона Ли Хукера. Вполне в духе, воспеваемого Фоули, примитивизма. Хороша!

“The Last Will And Testament” (Последняя воля и завещание) – вальсоподобная рок-баллада, вдохновлённая такими песнями, как “Saint James Infirmary Blues”, “The House Of The Rising Sun” и “(Sometimes I Think About) Willie Jean”. Все они звучат примерно на один лад.

В 1964-м году британская рок-группа The Animals получила международную известность со своей версии “Дома восходящего солнца”. Так что поэксплуатировать похожую мелодию ещё раз, казалось неплохой идеей. Авось прокатит! Тем более что мелодия ничья, точнее – американская народная.

“Portland Town” (Город Портленд) – ещё одна “народная” песня, о которой мы уже рассказывали подробно. К чести издателей, на долгоиграющей пластинке исправили ошибку с “ничейным” авторством песни, и написали-таки, что её сочинил Деррол Адамс. Ну, идём дальше…

Донован и Джип Миллс
“Hey Gyp! Dig The Slowness” (Эй, Джип! Притормози-ка) – звучит как очередной закос под Бо Диддли. Но на самом деле это перепевка композиции “британского Боба Дилана” - фолк-певца Донована. Шотландские националисты поправят меня, мол Донован – вовсе не “британский Боб Дилан”, а ШОТЛАНДСКИЙ! Ну а Джип – вовсе не марка машины, как может показаться из названия, а имя британского скульптора Джипа Миллса, также известного как “Цыган Дэйв” – хиппового приятеля Донована, которому тот посвятил эту песню. 
Наверняка она была взята ребятами из Them в рамках фоулевской установки на психоделичность и наркоманскую тему. Ведь в ней поётся о покупке кубиков сахара – рафинада. Намёк, понятный любому психонавту-сладкоежке! 
Так принимали любимый всеми хиппи наркотик - ЛСД. Капали его на кубик сахара “перед едой”... 
Что интересно, эту песню в 1966-м также переигрывали и The Animals (снова я их тут вспоминаю). Версия “Зверей” была записана позже, чем у Them, но пластинка с их записями поступила в продажу раньше.

“Suicide Song” (Песня самоубийцы) - мелодически напоминает “The Crazy World Inside Me”, но, пожалуй, даже экспрессивнее и круче её. Тоже, своего рода про любовь. С чёрным юмором вещица.

“Secret Police” (Тайная полиция) – мощнейший гаражно-психоделический номер, который закрывает пластинку Them. О нём мы тоже писали в разделе синглов.

Итак, долгоиграющая пластинка Them вышла и… потерялась в калейдоскопическом многообразии музыкальных шедевров 1967-го года. Для хиппи этот альбом оказался слишком злой. Для поклонников традиционного блюза – слишком рок-н-рольный. А для слушателей “классического” рок-н-ролла – слишком наркоманский и хипповый. Такой вот парадокс! В общем, современники не приняли его. К тому добавились ещё и проблемы с изданием пластинки…

Тут уже не до каких-то там Them, не так ли?

Ким Фоули делится разочарованием и недоумением: “Эти записи выходили во всём мире, но никто не мог продать их! Island не смогли продать их как The Freaks Of Nature. Vogue не смогли продать их как Them у себя во Франции. W&G тоже не смогли продать их как Them, но уже в Австралии. А ещё у нас был Loma/Warner Brothers, где они назывались The Belfast Gypsies... У нас были лучшие лейблы… Quality в Канаде…

И когда этот охуенный альбом вышел, все визжали от восторга. Но, черт побери, он не продавался! Он был для них слишком жёсткий…
 Весь альбом был выдержан в духе “Mystic Eyes”… Я искренне считал, что миру просто необходима такая пластинка! И вот мы дали ему её… Но, похоже, это оказалось ошибкой!”

Провал предыдущих записей Them/The Belfast Gypsies и последовавший за этим скорый распад коллектива, окончательно подорвал веру руководителей фирм грамзаписи в коммерческую состоятельность творческого наследия группы. Полагаю, некоторые даже сочли, что “ушлый” Ким Фоули надул их. Подсунул кота в мешке!

Оборот пластинки
Вероятно поэтому, в отличие от синглов группы, имевших широкое хождение (но не шикарные продажи!), долгоиграющую пластинку “этих Them” решились выпустить только в Швеции и Нидерландах. Даже на родине группы никто её особо не услышал… Такая вот печальная история.

И всё-таки, “задворки истории” – чертовски интересное место. Столько непризнанных шедевров там хранится!

Что касается дальнейшей карьеры бывших участников “этих Them”, вернувшихся на родину:

Клавишник и вокалист Джеки (Грифф) МакОли организует фолк-группу Trader Horne, а также запишет сольный альбом (в качестве фолк-певца и гитариста).

С группой и сольно

Типа таких
Басист Марк Скотт (под своим настоящим именем - Питер Катчи) организует контору The Lymbic System, которая будет заниматься созданием световых шоу для всяких психоделических рок-групп. Затем Питер переедет в США, где продолжит заниматься световыми шоу.

Патрик (Джон) МакОли, похоже, завяжет с музыкой. Ведь никаких других его достижений на этой стезе, мне не известно.




Кен в финской группы Black Flag Of Utopia
Кен МакЛеод, игравший в Them на электрогитаре, но вообще, бывший ещё и барабанщиком, на некоторое время переберётся в Финляндию, где будет работать ударником у местных исполнителей. Но потом, снова вернётся на родину.

Конец.

P.S. интервью с Кимом Фоули и Кеном МакЛеодом взяты из журналов Shindig! и Ugly Things.

P.P.S. выражаю благодарность Евгению Рейнгольду.

2 комментария: