“Выставка
психоделического искусства” (Psychedelic Art Exhibition), открывшаяся 5-го июня
1965-го года в нью-йоркской картинной галерее “Кода” (The Coda Galleries),
расположенной на Манхэттене в районе Ист-Виллидж.
Листовка Castalia Foundation |
На выставке были продемонстрированы графические и живописные работы художника-абстракциониста Айзека Абрамса (Isaac Abrams) и сюрреалиста (по совместительству автора афиши сего события) Берта Шонберга (Burt Shonberg), Аллена Атвелла (Allen Atwell), и сюрреалиста Мати Кларвейна (Mati Klarwein). Небольшой концерт джаз-банда под управлениемТакже, была проведена лекция на тему расширения сознания и применения оного в искусстве от психологов Ричарда Альперта (Richard Alpert), Ральфа Мецнера (Ralph Metzner), Майкла Холлингсхеда (Michael Hollingshead), философа Алана Уотса (Alan Watts), искусствоведа Мелвина Романа (Melvin Roman) и доктора Джозефа Берка (Joseph Berke). Ну и самого Тима Лири, конечно!
После
открытия, картины и фотографии (но уже без лекций) выставлялись в галерее
“Кода” на протяжении 3-х недель, но помимо этого, там происходило ещё много чего интересного, о чём вы, впрочем, узнаете чуть позже (в разделе, про деятельность Айзека Абрамса).
А сейчас,
несколько слов о плакате этого события:
Он
выглядят сделанными как-то небрежно, на скорую руку. Его автора, Берта
Шонберга, трудно обвинить в неумении рисовать, я думаю, что он и вправду просто
не парился по поводу афиши. Эта работа ничем не отличается от рекламы
популярных тогда мероприятий “для своих”, проводимых в небольших битнических
кафешках по всему США (поэтических чтений, например, фолк или джаз-выступлений).
Такие афиши обычно рисовали мелом по доске или прямо на стекле самого
заведения, либо на простом листе бумаге, и, как правило, они были в
единственном экземпляре. Собственно, “Выставка психоделического искусства” была вполне
себе битническим мероприятием, художественная галерея – битническая, и сами художники – битники.
Субкультура хиппи в 1965-м году ещё только самоопределяться и отпочковываться
от тех же битников, а моды на психоделические плакаты ещё не существовало…
Значит, большего и не надо было.
А
теперь о самих художниках, представленных там. Итак:
Берт Шонберг
Берт со своей картиной |
Родился
30-го марта в 1933-го года в Ревире (штат Массачусетс). С 1953 по 55-й посещал
школу при Бостонском музее изящных искусств (Boston Museum Of Fine Arts). В
1956-м был призван на службу в армию США, а через год, по возвращению,
продолжил художественное образование, поступив в лос-анджелесский колледж
дизайна “Арт-центр” (Art Center College Of Design). Очевидно, что наибольше
влияние на стиль Шонберга оказало искусство сюрреализма и кубизм. Его любимым
художником был Пабло Пикассо.
Вот эта готишная дама |
За
годы студенчества Берт знакомится с Марджорджи Камерон (Marjorie Cameron) -
актрисой, светской львицей, художницей и оккультисткой. Впоследствии они
становятся любовниками.
Естественно,
Камерон заражает Берта своим интересом к работами Алистера Кроули, Гурджиева и
прочей мистикой, эзотерикой да саентологией. А также, знакомит его с
галлюциногенным кактусом пейотом, изначально, использовавшимся некоторыми индейскими
племенами в своих ритуалах, а теперь, набравшим популярность в среде “белой” богемы.
Ещё одним большим увлечением Берта станет фолк-музыка.
Плакат фильма |
Живя
в непосредственной близости к Голливуду и крутя роман с актрисой, Шонберг, само
собой, никак не мог оставаться в стороне от мира кино. В 1958-м году становится
арт-директором на съемках малобюджетного ужастика “Пожиратели мозгов” (The
Brain Eaters), это так называемое “кино категории B”. Кстати, в дальнейшем
Шонберг еще не раз будет принимать участие в съемках фильмов.
Буклет конверта пластинки |
Кроме
того, в том же 58-м году Шонберг оформил буклет пластинки британского
композитора Рона Гудвина (Ron Goodwin) – “Music In Orbit”.
Шонберг и Майрс |
Ну
и, пожалуй, главное достижение Шонберга в 1958-м – то, что он, совместно со
своими друзьями - фолк-музыкантом Дугом Майрсом (Doug Myres) (из групп The
Gateway Singers и The Easy Riders) и начинающим писателем Джорджем Клейтоном Джонсоном
(George Clayton Johnson), открыл в Лагуне-Бич (пригороде Лос-Анджелеса)
фолк-клуб “Кафе Франкенштейн” (Café Frankenstein). Кстати, вышеупомянутый Джордж
Джонсон впоследствии сделал весьма успешную карьеру голливудского
киносценариста. Великий Хичкок не преминул экранизировать один из его рассказов
в своем сериале “Альфред Хичкок представляет…” (Alfred Hitchcock Presents).
Также, несколько серий культового сериала “Сумеречная зона” (The Twilight Zone)
основываются на произведениях Джонсона.
Берт у стен кафе |
Но
вернёмся к кафе: Берт собственноручно декорировал его стены и окна рисунками с
эзотерической символикой. Увы, мрачный, “сатанистский” антураж и зловещее название,
сыграли с заведением нехорошую шутку. Неподалеку располагался офис местного
отделения Церковной лиги Америки (Church League of America), прихожане которого, даром,
что сами далеко не самые каноничные христиане, а скорее христианская секта, крайне
возмутились соседством с “богохульным вертепом”. Они объявили его своим врагом
№1, местом, где прославляют “дьявола-Франкенштейна” (а вы что, не слышали, что
Франкенштейн, это одно из имён Сатаны?!), и стали проводить регулярные акции
протеста непосредственно у дверей заведения, препятствуя входу посетителей.
Здание (если этот сарай можно назвать таковым) кафе |
Меню |
Визитная карточка |
Также,
в 59-м году у владельцев кафе появились проблемы с местной полицией, когда
ребята решили организовать рекламный фотосет с нагой моделью на фоне стен
своего заведения, а активные граждане вызвали к ним копов.
За
пару лет, вся эта чехарда проблем, так достала владельцев кафе, что они
продали-таки его в 1960-м году. Но терпения новых хозяев тоже ненадолго хватило.
Вести дела с такими соседями было тяжело. Так что, вскоре “проклятое” здание
кафе было перепродано, а затем вообще снесено от греха подальше.
Аминь!
Тем
не менее, в начале 60-х годов, Шонберг в схожем стиле оформил ещё несколько
заведений Лос-Анджелеса. В основном это музыкальные клубы, а также один книжный
магазин. Не всех их настигло “проклятье Франкенштейна”! Некоторые из этих
заведений функционируют и по сей день.
Плакат фильма |
Также,
в 1960-м Берту снова довелось поработать в мире киноиндустрии: арт-директором
на съемках еще одного ужастика - “Код тишины” (Code Of Silence).
В
музыкальной индустрии в 60-м Шонберг тоже успел поработать: портрет великого русского
композитора П.И.Чайковского его кисти, стал обложкой пластинки “Симфония №6” в
исполнении Лос-анджелесского филармонического оркестра.
А
ещё, в 1960-м году, Берт Шонберг, уже знакомый с пейотом, официально “вступил в
ряды психонавтов”. Он стал одним из подопытных добровольцев лос-анджелесского
доктора психиатрии Оскара Янигера (Oscar Janiger), ставившего медицинские эксперименты
по влиянию препарата ЛСД-25 на психику человека и его творческие способности. Кстати,
Янингер – двоюродный брат культового поэта-битника Аллена Гинзберга. А Берт
являлся большим ценителем гинзбергской поэзии.
На
этот экспериментах, Шонбергу вверялось создавать картины под воздействием ЛСД. Полученный
опыт, вкупе с эзотерическими изысканиями, навсегда оставил след в
мировосприятии и творчестве нашего героя.
Впоследствии
Берт неоднократно еще будет обращаться к этому источнику в поисках вдохновения.
Напомню,
что до 1966-го года ЛСД был легален и считался экспериментальным медпрепаратом,
а не наркотиком.
Плакат "Дома Ашеров" |
В
1962-м Берт сотрудничал как художник декораций с режиссером Роджером Корманом
(Roger Corman) при создании 2-х фильмов: “Падение дома Ашеров” (The House Of
Usher) и “Преждевременные похороны” (The Premature Burial). Оба этих фильма
были экранизациями произведений Эдгара Аллана По.
В
1963-м оформил сборник научно-фантастических рассказов “Гамма 2 – Новые
горизонты художественной литературы” (Gamma 2 – New Frontiers In Fiction).
В
том же 63-м Шонберг покидает США и отправляется в двухлетнее путешествие по
Европе, где знакомится с Сальвадором Дали. В США Берт возвращается в 1965-м и
поселяется уже не в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорке. Видимо “европейские
впечатления” не прошли напрасно: 65-й станет самым плодотворным годом в творчестве
Шонберга. Также в этом году он принимает участие в упомянутой ранее выставке
“Psychedelic Art Exhibition”.
Однако
в Нью-Йорке он надолго не задерживается и вскоре возвращается в Лос-Анджелес.
Там, в 1967-м году в галерее Современного искусства (Gallery Contemporary Art)
прошла первая и единственная персональная выставка Берта Шонберга.
Дальнейшие
сведения о жизни Берта весьма обрывочны, да и творческая его активность идет на
спад. Поэтому я дам их вам списком:
Альбом Love |
И картина |
В
1969-м году старая шонбергская работа (1965-го года) попадает на обложку
альбома лос-анджелесской группы Love “Out Here” (названном, кстати, в честь
этой картины).
В
том же году выходит пластинка антивоенных мелодекламации поэтессы Элизабет Кейз
(Elizabeth Case) “Pax And Dig” с шонбергской обложкой. Однако рисунок этот был
сделан Шонбергом еще в 50-е, для самиздатовской книги стихов Кейз.
Вот эта |
1972-м старая картина Шонберга (1965-го года) попала в буклет пластинки рок-дуэта Finnigan And Wood - “Crazed Hipsters”.
К
середине 70-х у Берта начались проблемы с психикой (раздвоение личности), и
появилось альтер-эго - Джек Бонд (Jack Bond). Он подписывал свои последующие
работы таким именем.
В
1975-м году Шонберг/Бонд оформляет пластинку своих друзей лос-анджелесской
рок-группы Spirit – “Spirit Of ‘76”. Стал также, соавтором двух композиций на
этом альбоме и одной на последующей пластинке Spirit – “Future Games (A
Magical-Kahauna Dream)”.
В
1976-м году старая шонбергская работа (1965-го года) попадет на обложку
единственного альбома рок-группы The Curtis Bros.
Берт
Шонберг умер 16 сентября 1977 г. в возрасте 44-х лет.
Посмертно,
в 1980м году, шонбергский рисунок появится на обложке “All Of Us Are Dying” -
сборника рассказов его друга и коллеги по кафе “Франкенштейн”, писателя Джорджа
Клейтона Джонсона.
Посмертно,
в 1988-м работа Шонберга появится на обложке альбома американской нью-вейв
группы The Zarkons - “Between The Idea And The Reality... Falls The Shadow”.
Небольшая
галерея работ художника, которые вполне могли висеть на “психоделической
выставке” (все они сделаны до 1965-го года):
Self Portrait (1958) |
Two Figures (1958) |
Mars; The God of War (1960) |
Atlantis (1960) |
Earth Child (1961) |
Seated Figure in Chair (1961) |
The Dawning of the Clear Light of Reality (1965) |
Aztec Vision (1965) |
К
слову, в интернете существует сайт, посвященный творчеству художника, где вы можете
ознакомиться и с другими его работами: http://burtshonberg.com/
P.S.
и, кстати, небезызвестный битл Ринго Старр является большим поклонником
творчества Берта Шонберга и коллекционером его картин.
Айзек Абрамс
Об
втором художнике, Айзек Абрамсе, известно даже меньше Шонберга, хотя он
продолжает свою творческую деятельность, по сей день.
Художник за работой |
Айзек
родился в Нью-Йорке в 1939-м году в семье евреев-эмигрантов из Европы (и, стало
быть, был на 6 лет младше Шонберга). После окончания колледжа и женитьбы, Айзек
с супругой ненадолго отправились в небольшое свадебное путешествие по Европе, в
частности по ФРГ. Вернувшись в родной Нью-Йорк, Абрамс занялся там торговлей мебелью,
в чём изрядно преуспел и обогатился.
Что
касается творчества, Айзек не имел профессионального художественного
образования. Можно сказать, был художником-самоучкой, но с одной оговоркой: его
супруга училась как раз на художника, поэтому Абрамсу было от кого перенимать
секреты мастерства. Да и вообще, среди знакомых Абрамса было изрядное
количество творческих людей: художников, писателей, кинематографистов и всяких там
поэтов-битников (например, Энди Уорхол, Джерри Джофен, Роберт Раушенберг и
Уильям Берроуз). Так что неудивительно, что под “влиянием окружающей среды” Айзек
сам стал творить: рисовать картины, писать стихи и пьесы.
Что
касается психоделии: первое знакомство Айзека Абрамса с изменяющими сознание веществами
произошло в начале 1962-го года, когда он с женой попробовал таблетки
псилоцибина (препарата, изготавливаемого из мексиканских галлюциногенных грибов),
которые ему дал кто-то из богемных знакомых. Далее последовали эксперименты с
мескалином (химическим аналогом отвара из галлюциногенного кактуса пейота).
К
началу 1965-го Абрамс, подобно Шонбергу, становится “подопытным кроликом”, у
(хотелось написать “сумасшедшего”) учёного. Точнее учёных. Но учёные Абрамсу, в
отличие от Шонберга, попались не совсем академические (хотя и с вполне научным
прошлым). Это были психолог Стенли Криппнер (Stanley Krippner) и психиатр Монтагю
Ульман (Montague Ullman), которые в то время интересовались парапсихологией. В своей
Dream Research Laboratory при
нью-йоркском медицинском центре Меймонидс (Maimonides Medical Center), они вели
исследования таких интересных вещей как гипноз, телепатия и осознанные
сновидения. Ну и, естественно, без ЛСД-25 там не обошлось, пока он ещё был
легален.
Кстати,
впоследствии, добровольцами Dream Research Laboratory
был музыкант Ричи Хейвенс и члены рок-группы Grateful Dead.
Но,
вернемся к Айзеку Абрамсу. Естественно, столь необычный опыт стал дополнительным
источником вдохновения для творчества. Он переносит его на холст и бумагу в
виде калейдоскопа сорреалистично-абстрактных образов, что становится основной тематикой
работ Абрамса.
“Психоделики подарили мне ощущение гармонии и спокойствия. Впервые в жизни я внимательно разглядывал листья растений, наслаждался их красотой, структурой и цветом. Стал замечать общую идею в природных процессах. Нарисовать уродливую картину было бы для меня преступлением против всего того, что открылось мне. Психоделический опыт подчёркивает общую связь в бесконечном танце Вселенной. Ты - волна, но ты же и океан!Я обнаружил, что могу проявляться через своё перо или кисть. Всё что я делаю, становится частью меня и, по сути, является обменом энергией. Холст как бы становится частью моего мозга. Ты учишься мыслить за пределами своей головы.”
С такими интересами, неудивительно, что Айзек, в скором времени, вышел на психоделического пророка Тима Лири и его коллег, с которыми у него завязалась дружба, а в скором времени и деловое сотрудничество.
Афиша спектаклей в Коде |
В
апреле 1965-го, на деньги, вырученные с торговли мебелью, Айзек, и его приятель
Рэй Кроссен (Ray Crossen) арендуют небольшое помещение в доме 89 на 10-й
Восточной улице, где устраивают картинную галерею “Кода”. Надо сказать, было
это не просто картинная галерея, а арт-пространство. Ведь помимо выставок
изобразительного искусства, там происходили литературные вечера, поэтические
чтения, показы андеграундных фильмов и театральные выступления.
Полная хронология событий, прошедших за недолгое время жизни галереи мне не известна, но приведу некоторые факты:
Полная хронология событий, прошедших за недолгое время жизни галереи мне не известна, но приведу некоторые факты:
То,
что там произошло 5-го июня 1965-го года, вы уже знаете, поэтому, сразу следуем дальше…
22-го июня свои стихи читал поэт-битник Джоэль Оппенгеймер (Joel Oppenheimer) (это, как вы понимаете, его псевдоним).
29-го июля по 31-е июня в “Коде” прошли выступления актёрской труппы трансвеститов, называемой “Театр смешного” (Theatre Of Ridiculous), под управлением Джона Ваккаро (John Vaccaro). Были показаны 2 постановки “Душ” (Shower) и “Жизнь Хуаниты Кастро” (The Life Of Juanita Castro), по пьесам Рональда Травела (Ronald Travel). Со-владелец и директор галереи Рэй Кроссен был одним из спонсоров-покровителей этой театральной труппы.
13-го июля там прошёл ещё один литературный вечер - поэтессы Дианы Вакоски (Diane Wakoski).
В начале августа были даны повторные сеансы “Душа” и “Хуаниты”, а затем, в сентябре 65-го представления переместились в дружественный “театр Святого Марка” (St. Mark’s Playhouse).
Неизвестно когда точно, но ещё в “Коде” прошли:
Показ фильма “Природная любовь” (Natural Love), андеграундного режиссера Джека Смита (Jack Smith).
22-го июня свои стихи читал поэт-битник Джоэль Оппенгеймер (Joel Oppenheimer) (это, как вы понимаете, его псевдоним).
29-го июля по 31-е июня в “Коде” прошли выступления актёрской труппы трансвеститов, называемой “Театр смешного” (Theatre Of Ridiculous), под управлением Джона Ваккаро (John Vaccaro). Были показаны 2 постановки “Душ” (Shower) и “Жизнь Хуаниты Кастро” (The Life Of Juanita Castro), по пьесам Рональда Травела (Ronald Travel). Со-владелец и директор галереи Рэй Кроссен был одним из спонсоров-покровителей этой театральной труппы.
13-го июля там прошёл ещё один литературный вечер - поэтессы Дианы Вакоски (Diane Wakoski).
В начале августа были даны повторные сеансы “Душа” и “Хуаниты”, а затем, в сентябре 65-го представления переместились в дружественный “театр Святого Марка” (St. Mark’s Playhouse).
Неизвестно когда точно, но ещё в “Коде” прошли:
Показ фильма “Природная любовь” (Natural Love), андеграундного режиссера Джека Смита (Jack Smith).
Политический активист и писатель Харви Матусоу (Harvey Matusow) читал свои тюремные заметки (Харви провел 3 года в тюрьме, в конце 50-х). Впоследствии, кстати, Харви соберет свою психоделическую рок-группу Harvey Matusow’s Jews Harp Band и запишет с ними альбом в 1969-м году.
Дебют британского психолога Майкла
Холлингсхеда (выступавшего в качестве лекторов на открытии выставки) в качестве поэта, представившего на суд публике своё произведение “A Verbal Psychedelic Landscape”.
Вскоре
после этого, художника с “Психоделической выставки”,
вероятно посетили (но уже в качестве почетных гостей) следующие нью-йоркские мероприятия,
устраиваемые лириевскими “приспешниками” и фондом Castalia летом 1965-го в “Новом театре” (New Theater) и других нью-йоркских местах, при содействии мультимедийной
арт-группы USCO. Но об
этих событиях, мы как-нибудь поведаем отдельно…
А что касается галереи “Кода”, уже к концу 1965-го она обанкротилась и закрылась, проработав всего лишь 4 месяца!
Газетная вырезка |
По
возвращению Абрамса в Америку происходит его новая корреляция с Лири и Ко. Графические
работы Абрамса попадают в 9-й и 10-й номера журнала “Психоделический
обозреватель” (The Psychedelic Review),
издаваемого Лири и Мецнером.
В
1968-м году, старая работа Абрамса (1966-го года) украсила обложку книги “Психоделическое
искусство” (Psychedelic Art),
за авторством супружеской пары психологов - Роберта Мастерса (Robert E. L.
Masters) и Джин Хьюстон (Jean Houston). Эта книга стала, пожалуй, первой
серьёзной попыткой исследования данной темы.
Ещё,
в 68-м году вышла книга “История современного искусства” (History Of Modern Art), за авторством канадско-американского
учёного – Хйорвардура Гарварда Арнасона (Hjorvardur Harvard Arnason) (своим
странным именем он обязан предкам из Исландии). Несколько работ Айзека Абрамса оказалось
и там. Книжка эта была напечатана нью-йоркским издательством Abrams Books,
которым владел некий Гарри Абрамс (Harry Abrams). Уж не родственник ли это нашего
героя?! Хотя, конечно, фамилия Абрамс, распространенная…
На
протяжении 60-х и 70-х годов Айзек Абрамс продолжит довольно активно
выставляться в США и Европе. Также, Айзек увлекается скульптурой, и в середине
70-х, переедет в Санта-Фе (штат Нью-Мексико), где сделает несколько
скульптурных композиций из металла для Сада Статуй при тамошней галерее Шидони
(Shidoni Gallery).
К
1976-му году Абрамс в очередной раз возвращается в Нью-Йорк, чтобы
впоследствии, снова его покинуть. В 80-е он перебирается в Калифорнию, где займётся
мультипликацией и компьютерной графикой. Но и картины писать, естественно,
продолжил, как и продолжает...
Вот, несколько работ Айзека Адамса, сделанных ещё в 60-е:
Hello Dali (1965) |
Aprés Hello Dali (1965) |
All Things Are One Thing (1966) |
Flying Leap (1966) |
Cosmic Orchid (1967) |
The Serpent's Dream from DMT, In Search of the Golden City (1967) |
DMT in Search of the Golden City (1967) |
Warrior (1969) |
Cosmoerotico (1969) |
Сайт
художника: www.isaacabrams.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий