суббота, 20 октября 2018 г.

(First) Psychedelic Art Exhibition (1965)


“Выставка психоделического искусства” (Psychedelic Art Exhibition), открывшаяся 5-го июня 1965-го года в нью-йоркской картинной галерее “Кода” (The Coda Galleries), расположенной на Манхэттене в районе Ист-Виллидж.

Листовка Castalia Foundation
Открытие психоделической выставки состоялось при содействии фонда Castalia, небезызвестной “милбрукской тусовки”, возглавляемой бывшим гарвардским преподавателем, а ныне, кислотным пророком - Тимом Лири (Timothy Leary). Эта выставка стала частью целой серии мероприятий, организованных Castalia Foundation летом 65-го.

На выставке были продемонстрированы графические и живописные работы художника-абстракциониста Айзека Абрамса (Isaac Abrams) и сюрреалиста (по совместительству автора афиши сего события) Берта Шонберга (Burt Shonberg), Аллена Атвелла (Allen Atwell), и сюрреалиста Мати Кларвейна (Mati Klarwein). Небольшой концерт джаз-банда под управлениемТакже, была проведена лекция на тему расширения сознания и применения оного в искусстве от психологов Ричарда Альперта (Richard Alpert), Ральфа Мецнера (Ralph Metzner), Майкла Холлингсхеда (Michael Hollingshead), философа Алана Уотса (Alan Watts), искусствоведа Мелвина Романа (Melvin Roman) и доктора Джозефа Берка (Joseph Berke). Ну и самого Тима Лири, конечно!

После открытия, картины и фотографии (но уже без лекций) выставлялись в галерее “Кода”  на протяжении 3-х недель, но помимо этого, там происходило ещё много чего интересного, о чём вы, впрочем, узнаете чуть позже (в разделе, про деятельность Айзека Абрамса).

А сейчас, несколько слов о плакате этого события:
Он выглядят сделанными как-то небрежно, на скорую руку. Его автора, Берта Шонберга, трудно обвинить в неумении рисовать, я думаю, что он и вправду просто не парился по поводу афиши. Эта работа ничем не отличается от рекламы популярных тогда мероприятий “для своих”, проводимых в небольших битнических кафешках по всему США (поэтических чтений, например, фолк или джаз-выступлений). Такие афиши обычно рисовали мелом по доске или прямо на стекле самого заведения, либо на простом листе бумаге, и, как правило, они были в единственном экземпляре. Собственно, “Выставка психоделического искусства” была вполне себе битническим мероприятием, художественная галерея – битническая, и сами художники – битники. Субкультура хиппи в 1965-м году ещё только самоопределяться и отпочковываться от тех же битников, а моды на психоделические плакаты ещё не существовало… Значит, большего и не надо было.

А теперь о самих художниках, представленных там. Итак:

Берт Шонберг

Берт со своей картиной
Родился 30-го марта в 1933-го года в Ревире (штат Массачусетс). С 1953 по 55-й посещал школу при Бостонском музее изящных искусств (Boston Museum Of Fine Arts). В 1956-м был призван на службу в армию США, а через год, по возвращению, продолжил художественное образование, поступив в лос-анджелесский колледж дизайна “Арт-центр” (Art Center College Of Design). Очевидно, что наибольше влияние на стиль Шонберга оказало искусство сюрреализма и кубизм. Его любимым художником был Пабло Пикассо.

Вот эта готишная дама
За годы студенчества Берт знакомится с Марджорджи Камерон (Marjorie Cameron) - актрисой, светской львицей, художницей и оккультисткой. Впоследствии они становятся любовниками.

Естественно, Камерон заражает Берта своим интересом к работами Алистера Кроули, Гурджиева и прочей мистикой, эзотерикой да саентологией. А также, знакомит его с галлюциногенным кактусом пейотом, изначально, использовавшимся некоторыми индейскими племенами в своих ритуалах, а теперь, набравшим популярность в среде “белой” богемы. Ещё одним большим увлечением Берта станет фолк-музыка.

Плакат фильма
Живя в непосредственной близости к Голливуду и крутя роман с актрисой, Шонберг, само собой, никак не мог оставаться в стороне от мира кино. В 1958-м году становится арт-директором на съемках малобюджетного ужастика “Пожиратели мозгов” (The Brain Eaters), это так называемое “кино категории B”. Кстати, в дальнейшем Шонберг еще не раз будет принимать участие в съемках фильмов.



Буклет конверта пластинки
Кроме того, в том же 58-м году Шонберг оформил буклет пластинки британского композитора Рона Гудвина (Ron Goodwin) – “Music In Orbit”.









Шонберг и Майрс
Ну и, пожалуй, главное достижение Шонберга в 1958-м – то, что он, совместно со своими друзьями - фолк-музыкантом Дугом Майрсом (Doug Myres) (из групп The Gateway Singers и The Easy Riders) и начинающим писателем Джорджем Клейтоном Джонсоном (George Clayton Johnson), открыл в Лагуне-Бич (пригороде Лос-Анджелеса) фолк-клуб “Кафе Франкенштейн” (Café Frankenstein). Кстати, вышеупомянутый Джордж Джонсон впоследствии сделал весьма успешную карьеру голливудского киносценариста. Великий Хичкок не преминул экранизировать один из его рассказов в своем сериале “Альфред Хичкок представляет…” (Alfred Hitchcock Presents). Также, несколько серий культового сериала “Сумеречная зона” (The Twilight Zone) основываются на произведениях Джонсона.

Берт у стен кафе
Но вернёмся к кафе: Берт собственноручно декорировал его стены и окна рисунками с эзотерической символикой. Увы, мрачный, “сатанистский” антураж и зловещее название, сыграли с заведением нехорошую шутку. Неподалеку располагался офис местного отделения Церковной лиги Америки (Church League of America), прихожане которого, даром, что сами далеко не самые каноничные христиане, а скорее христианская секта, крайне возмутились соседством с “богохульным вертепом”. Они объявили его своим врагом №1, местом, где прославляют “дьявола-Франкенштейна” (а вы что, не слышали, что Франкенштейн, это одно из имён Сатаны?!), и стали проводить регулярные акции протеста непосредственно у дверей заведения, препятствуя входу посетителей.

Здание (если этот сарай можно назвать таковым) кафе
Меню

Визитная карточка





Также, в 59-м году у владельцев кафе появились проблемы с местной полицией, когда ребята решили организовать рекламный фотосет с нагой моделью на фоне стен своего заведения, а активные граждане вызвали к ним копов.

За пару лет, вся эта чехарда проблем, так достала владельцев кафе, что они продали-таки его в 1960-м году. Но терпения новых хозяев тоже ненадолго хватило. Вести дела с такими соседями было тяжело. Так что, вскоре “проклятое” здание кафе было перепродано, а затем вообще снесено от греха подальше.
Аминь!

Тем не менее, в начале 60-х годов, Шонберг в схожем стиле оформил ещё несколько заведений Лос-Анджелеса. В основном это музыкальные клубы, а также один книжный магазин. Не всех их настигло “проклятье Франкенштейна”! Некоторые из этих заведений функционируют и по сей день.

Плакат фильма
Также, в 1960-м Берту снова довелось поработать в мире киноиндустрии: арт-директором на съемках еще одного ужастика - “Код тишины” (Code Of Silence).







 

В музыкальной индустрии в 60-м Шонберг тоже успел поработать: портрет великого русского композитора П.И.Чайковского его кисти, стал обложкой пластинки “Симфония №6” в исполнении Лос-анджелесского филармонического оркестра.

А ещё, в 1960-м году, Берт Шонберг, уже знакомый с пейотом, официально “вступил в ряды психонавтов”. Он стал одним из подопытных добровольцев лос-анджелесского доктора психиатрии Оскара Янигера (Oscar Janiger), ставившего медицинские эксперименты по влиянию препарата ЛСД-25 на психику человека и его творческие способности. Кстати, Янингер – двоюродный брат культового поэта-битника Аллена Гинзберга. А Берт являлся большим ценителем гинзбергской поэзии.
На этот экспериментах, Шонбергу вверялось создавать картины под воздействием ЛСД. Полученный опыт, вкупе с эзотерическими изысканиями, навсегда оставил след в мировосприятии и творчестве нашего героя.
Впоследствии Берт неоднократно еще будет обращаться к этому источнику в поисках вдохновения.

Напомню, что до 1966-го года ЛСД был легален и считался экспериментальным медпрепаратом, а не наркотиком.

Плакат "Дома Ашеров"
 
В 1962-м Берт сотрудничал как художник декораций с режиссером Роджером Корманом (Roger Corman) при создании 2-х фильмов: “Падение дома Ашеров” (The House Of Usher) и “Преждевременные похороны” (The Premature Burial). Оба этих фильма были экранизациями произведений Эдгара Аллана По.

В 1963-м оформил сборник научно-фантастических рассказов “Гамма 2 – Новые горизонты художественной литературы” (Gamma 2 – New Frontiers In Fiction).


В том же 63-м Шонберг покидает США и отправляется в двухлетнее путешествие по Европе, где знакомится с Сальвадором Дали. В США Берт возвращается в 1965-м и поселяется уже не в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорке. Видимо “европейские впечатления” не прошли напрасно: 65-й станет самым плодотворным годом в творчестве Шонберга. Также в этом году он принимает участие в упомянутой ранее выставке “Psychedelic Art Exhibition”.

Однако в Нью-Йорке он надолго не задерживается и вскоре возвращается в Лос-Анджелес. Там, в 1967-м году в галерее Современного искусства (Gallery Contemporary Art) прошла первая и единственная персональная выставка Берта Шонберга.

Дальнейшие сведения о жизни Берта весьма обрывочны, да и творческая его активность идет на спад. Поэтому я дам их вам списком:

 
Альбом Love
И картина

В 1969-м году старая шонбергская работа (1965-го года) попадает на обложку альбома лос-анджелесской группы Love “Out Here” (названном, кстати, в честь этой картины).

В том же году выходит пластинка антивоенных мелодекламации поэтессы Элизабет Кейз (Elizabeth Case) “Pax And Dig” с шонбергской обложкой. Однако рисунок этот был сделан Шонбергом еще в 50-е, для самиздатовской книги стихов Кейз.






Вот эта
1972-м старая картина Шонберга (1965-го года) попала в буклет пластинки рок-дуэта Finnigan And Wood - “Crazed Hipsters”.

К середине 70-х у Берта начались проблемы с психикой (раздвоение личности), и появилось альтер-эго - Джек Бонд (Jack Bond). Он подписывал свои последующие работы таким именем.






В 1975-м году Шонберг/Бонд оформляет пластинку своих друзей лос-анджелесской рок-группы Spirit“Spirit Of ‘76”. Стал также, соавтором двух композиций на этом альбоме и одной на последующей пластинке Spirit“Future Games (A Magical-Kahauna Dream)”.






В 1976-м году старая шонбергская работа (1965-го года) попадет на обложку единственного альбома рок-группы The Curtis Bros.

Берт Шонберг умер 16 сентября 1977 г. в возрасте 44-х лет.






Посмертно, в 1980м году, шонбергский рисунок появится на обложке “All Of Us Are Dying” - сборника рассказов его друга и коллеги по кафе “Франкенштейн”, писателя Джорджа Клейтона Джонсона.








Посмертно, в 1988-м работа Шонберга появится на обложке альбома американской нью-вейв группы The Zarkons - “Between The Idea And The Reality... Falls The Shadow”.









Небольшая галерея работ художника, которые вполне могли висеть на “психоделической выставке” (все они сделаны до 1965-го года):
Self Portrait (1958)
Two Figures (1958)
Mars; The God of War (1960)
Atlantis (1960)
Earth Child (1961)
Seated Figure in Chair (1961)
The Dawning of the Clear Light of Reality (1965)
Aztec Vision (1965)

К слову, в интернете существует сайт, посвященный творчеству художника, где вы можете ознакомиться и с другими его работами: http://burtshonberg.com/

P.S. и, кстати, небезызвестный битл Ринго Старр является большим поклонником творчества Берта Шонберга и коллекционером его картин.




Айзек Абрамс

Об втором художнике, Айзек Абрамсе, известно даже меньше Шонберга, хотя он продолжает свою творческую деятельность, по сей день.

Художник за работой
Айзек родился в Нью-Йорке в 1939-м году в семье евреев-эмигрантов из Европы (и, стало быть, был на 6 лет младше Шонберга). После окончания колледжа и женитьбы, Айзек с супругой ненадолго отправились в небольшое свадебное путешествие по Европе, в частности по ФРГ. Вернувшись в родной Нью-Йорк, Абрамс занялся там торговлей мебелью, в чём изрядно преуспел и обогатился.

Что касается творчества, Айзек не имел профессионального художественного образования. Можно сказать, был художником-самоучкой, но с одной оговоркой: его супруга училась как раз на художника, поэтому Абрамсу было от кого перенимать секреты мастерства. Да и вообще, среди знакомых Абрамса было изрядное количество творческих людей: художников, писателей, кинематографистов и всяких там поэтов-битников (например, Энди Уорхол, Джерри Джофен, Роберт Раушенберг и Уильям Берроуз). Так что неудивительно, что под “влиянием окружающей среды” Айзек сам стал творить: рисовать картины, писать стихи и пьесы.

Что касается психоделии: первое знакомство Айзека Абрамса с изменяющими сознание веществами произошло в начале 1962-го года, когда он с женой попробовал таблетки псилоцибина (препарата, изготавливаемого из мексиканских галлюциногенных грибов), которые ему дал кто-то из богемных знакомых. Далее последовали эксперименты с мескалином (химическим аналогом отвара из галлюциногенного кактуса пейота).

К началу 1965-го Абрамс, подобно Шонбергу, становится “подопытным кроликом”, у (хотелось написать “сумасшедшего”) учёного. Точнее учёных. Но учёные Абрамсу, в отличие от Шонберга, попались не совсем академические (хотя и с вполне научным прошлым). Это были психолог Стенли Криппнер (Stanley Krippner) и психиатр Монтагю Ульман (Montague Ullman), которые в то время интересовались парапсихологией. В своей Dream Research Laboratory при нью-йоркском медицинском центре Меймонидс (Maimonides Medical Center), они вели исследования таких интересных вещей как гипноз, телепатия и осознанные сновидения. Ну и, естественно, без ЛСД-25 там не обошлось, пока он ещё был легален.

Кстати, впоследствии, добровольцами Dream Research Laboratory был музыкант Ричи Хейвенс и члены рок-группы Grateful Dead.

Но, вернемся к Айзеку Абрамсу. Естественно, столь необычный опыт стал дополнительным источником вдохновения для творчества. Он переносит его на холст и бумагу в виде калейдоскопа сорреалистично-абстрактных образов, что становится основной тематикой работ Абрамса.

“Психоделики подарили мне ощущение гармонии и спокойствия. Впервые в жизни я внимательно разглядывал листья растений, наслаждался их красотой, структурой и цветом. Стал замечать общую идею в природных процессах. Нарисовать уродливую картину было бы для меня преступлением против всего того, что открылось мне. Психоделический опыт подчёркивает общую связь в бесконечном танце Вселенной. Ты - волна, но ты же и океан!
Я обнаружил, что могу проявляться через своё перо или кисть. Всё что я делаю, становится частью меня и, по сути, является обменом энергией. Холст как бы становится частью моего мозга. Ты учишься мыслить за пределами своей головы.”
С такими интересами, неудивительно, что Айзек, в скором времени, вышел на психоделического пророка Тима Лири и его коллег, с которыми у него завязалась дружба, а в скором времени и деловое сотрудничество.

Афиша спектаклей в Коде
 В апреле 1965-го, на деньги, вырученные с торговли мебелью, Айзек, и его приятель Рэй Кроссен (Ray Crossen) арендуют небольшое помещение в доме 89 на 10-й Восточной улице, где устраивают картинную галерею “Кода”. Надо сказать, было это не просто картинная галерея, а арт-пространство. Ведь помимо выставок изобразительного искусства, там происходили литературные вечера, поэтические чтения, показы андеграундных фильмов и театральные выступления.

Полная хронология событий, прошедших за недолгое время жизни галереи мне не известна, но приведу некоторые факты:

То, что там произошло 5-го июня 1965-го года, вы уже знаете, поэтому, сразу следуем дальше…

22-го июня свои стихи читал поэт-битник Джоэль Оппенгеймер (Joel Oppenheimer) (это, как вы понимаете, его псевдоним).

29-го июля по 31-е июня в “Коде” прошли выступления актёрской труппы трансвеститов, называемой “Театр смешного” (Theatre Of Ridiculous), под управлением Джона Ваккаро (John Vaccaro). Были показаны 2 постановки “Душ” (Shower) и “Жизнь Хуаниты Кастро” (The Life Of Juanita Castro), по пьесам Рональда Травела (Ronald Travel). Со-владелец и директор галереи Рэй Кроссен был одним из спонсоров-покровителей этой театральной труппы.

13-го июля там прошёл ещё один литературный вечер - поэтессы Дианы Вакоски (Diane Wakoski).

В начале августа были даны повторные сеансы “Душа” и “Хуаниты”, а затем, в сентябре 65-го представления переместились в дружественный “театр Святого Марка” (St. Marks Playhouse).

Неизвестно когда точно, но ещё в “Коде” прошли:

Показ фильма “Природная любовь” (Natural Love), андеграундного режиссера Джека Смита (Jack Smith).

Политический активист и писатель Харви Матусоу (Harvey Matusow) читал свои тюремные заметки (Харви провел 3 года в тюрьме, в конце 50-х). Впоследствии, кстати, Харви соберет свою психоделическую рок-группу Harvey Matusow’s Jews Harp Band и запишет с ними альбом в 1969-м году.

 
Дебют британского психолога Майкла Холлингсхеда (выступавшего в качестве лекторов на открытии выставки) в качестве поэта, представившего на суд публике своё произведение “A Verbal Psychedelic Landscape”.

Вскоре после этого, художника с “Психоделической выставки”, вероятно посетили (но уже в качестве почетных гостей) следующие нью-йоркские мероприятия, устраиваемые лириевскими “приспешниками” и фондом Castalia летом 1965-го в “Новом театре” (New Theater) и других нью-йоркских местах, при содействии мультимедийной арт-группы USCO. Но об этих событиях, мы как-нибудь поведаем отдельно…
 
А что касается галереи “Кода”, уже к концу 1965-го она обанкротилась и закрылась, проработав всего лишь 4 месяца!

Газетная вырезка
Возможно поэтому, дальнейшая жизнь Айзека Абрамса будет полна переездами из Нью-Йорка и обратно. В 66-м он примерно на год отправился в Австрию, где брал курсы у видного местного художника Эрнста Фукса, одного из отцов “Фантастического реализма”, тем самым, как бы примкнув к этому движению. Абрамс участвует в выставках “фантастических реалистов” в Европе. Также, в 1967-м у него проходит персональная выставка в цюрихской галерее Бишофбергера (Galerie Bischofberger). В том же году, Абрамс возвращается в США, где его работы попадают на выставку в нью-йоркской галерее Истхэмптон (Easthampton Gallery).

По возвращению Абрамса в Америку происходит его новая корреляция с Лири и Ко. Графические работы Абрамса попадают в 9-й и 10-й номера журнала “Психоделический обозреватель” (The Psychedelic Review), издаваемого Лири и Мецнером.


В 1968-м году, старая работа Абрамса (1966-го года) украсила обложку книги “Психоделическое искусство” (Psychedelic Art), за авторством супружеской пары психологов - Роберта Мастерса (Robert E. L. Masters) и Джин Хьюстон (Jean Houston). Эта книга стала, пожалуй, первой серьёзной попыткой исследования данной темы.





 
Ещё, в 68-м году вышла книга “История современного искусства” (History Of Modern Art), за авторством канадско-американского учёного – Хйорвардура Гарварда Арнасона (Hjorvardur Harvard Arnason) (своим странным именем он обязан предкам из Исландии). Несколько работ Айзека Абрамса оказалось и там. Книжка эта была напечатана нью-йоркским издательством Abrams Books, которым владел некий Гарри Абрамс (Harry Abrams). Уж не родственник ли это нашего героя?! Хотя, конечно, фамилия Абрамс, распространенная…

На протяжении 60-х и 70-х годов Айзек Абрамс продолжит довольно активно выставляться в США и Европе. Также, Айзек увлекается скульптурой, и в середине 70-х, переедет в Санта-Фе (штат Нью-Мексико), где сделает несколько скульптурных композиций из металла для Сада Статуй при тамошней галерее Шидони (Shidoni Gallery).

К 1976-му году Абрамс в очередной раз возвращается в Нью-Йорк, чтобы впоследствии, снова его покинуть. В 80-е он перебирается в Калифорнию, где займётся мультипликацией и компьютерной графикой. Но и картины писать, естественно, продолжил, как и продолжает...

Вот, несколько работ Айзека Адамса, сделанных ещё в 60-е:
Hello Dali (1965)
Aprés Hello Dali (1965)
All Things Are One Thing (1966)
Flying Leap (1966)
Cosmic Orchid (1967)
The Serpent's Dream from DMT, In Search of the Golden City (1967)
DMT in Search of the Golden City (1967)
Warrior (1969)
Cosmoerotico (1969)
Сайт художника: www.isaacabrams.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий