вторник, 16 августа 2016 г.

Безальбомные герои - Chetro & Co.


Сегодня у нас в меню снова психоделикатесы из итальянской кухни!
Если слава группы, записавшей лучший альбом итальянского пси-рока, принадлежит Le Stelle Di Mario Schifano, то лучший итальянский психоделический сингл, пожалуй, записали Chetro & Co. Именно о них у нас сейчас и пойдет речь! К сожалению, 2 песни с сингла стали единственным релизом этого, казалось бы, многообещающего коллектива…

Марио Зелинотти
Для начала, немного предыстории:
Будущие основатели группы Chetro & Co. (Четро и Компания) - Этторе де Каролис (Ettore de Carolis), также известный как Четро (Chetro), и Джанфранко “Франко“ Колетта (Gianfranco “Franco” Coletta) познакомились в начале 67-го во время гастролей итальянского поп-рок певца Марио Зелинотти (Mario Zelinotti), в аккомпанирующем составе которого они работали. 

Этторе де Каролис и до гастролей с Марио уже имел за своими плечами солидный музыкальный опыт. Интересовал его фолк и джаз, а вовсе не то, что ему приходилось играть с Зелинотти. Но, работа есть работа. Для Франко Колетты наоборот, гастроли с Зелинотти стали началом карьеры профессионального музыканта. Он был очень молод (что-то около 16-17 лет) и до этого, никогда не выступал на больших сценах (а играл в школьной рок-группе вместе со своим братом). Несмотря на юный возраст, Франко, как и Этторе, был не в восторге от той музыки, которую им приходилось играть с Марио Зелинотти.

Поэтому, осенью 1967-го, когда турне закончилось, Этторе и Франко увольняются, чтобы замутить в Риме свой собственный музыкальный коллектив, и играть там то, что им нравится. Концепция нового проекта была такова: “психоделическая рок-группа, играющая на акустических инструментах и без барабанов”.
Довольно оригинально! Много ли вы знаете подобных коллективов?

Виолачча и попец жены Четро
К Четро и Франко присоединяется еще один музыкант - Джорджио ди Канио (Giorgio di Canio), приятель Четро, игравший на бас-гитаре. Образовывается трио, которое и получает название Chetro & Co.

Франко будет петь, и играть на гитаре. Четро будет играть на акустической 12-струннке и самодельном инструменте, называемом им “виолачча” (violaccia). Штука эта представляла собой деку от старой виолончели, к которой был приделан 6-ладовый гриф какого-то другого струнного инструмента. Четро, вообще, увлекался тем, что мастерил и придумывал всякие новые музыкальные инструменты на досуге.

Продюсером новоиспеченной группы, стал Винченсо “Энцо” Микотти (Vincenzo “Enzo” Micocci) - старый знакомый Четро и глава римского лейбла Parade.
Покровительство Энцо стало для Chetro & Co. одновременно плюсом и минусом. С одной стороны, это было здорово, что музыканты только-только собрали новый проект, который еще не успел отыграть ни одного концерта, а уже имели контракт с лейблом на выпуск пластинки. Но с другой стороны, Энцо постоянно “дергал” Четро для участия в каких-нибудь других проектах своего лейбла. То, как аранжировщика, то, как музыканта, то, как композитора.
Такая бурная деятельность “на стороне” естественно отвлекала Четро от работы в группе. И если забегать вперед, Chetro & Co., развалил не столько провал их будущего сингла, сколько востребованность Этторе де Каролиса, вне этого проекта. У чувака попросту не хватало времени, чтобы плотно заниматься своей командой!

Но, не будем забегать вперед.
Трио Chetro & Co. репетировало и выступало в Фолкстудии (Folkstudio), находящейся в районе Трастевере. Римская Фолкстудия – легендарное и уникальное место. Это была и одновременно звукозаписывающая студия, и концертная площадка, и репетиционная точка, и даже общага для музыкантов при ней имелась. А главное – это было место постоянных тусовок итальянской молодежи, которую объединял интерес к фолк-музыке. Туда даже Боб Дилан заезжал, когда бывал в Италии!

Фолкстудия, практически стала для Chetro & Co. родным домом. Там же, впоследствии, они запишут свой сингл. Но вот в других местах, а уж тем более за пределами Рима, группа выступала крайне редко. Сохранились воспоминания о нескольких концертах Chetro & Co.:

Казино Венеции
В 1967-м, Chetro & Co. 2 раза выступили в роскошном Казино Венеции (Casinò di Venezia), где к их составу присоединился молодой Джорджио Баттистелли (Giorgio Battistelli) в роли ударника. Тогда, Chetro & Co., впервые изменили своей концепции “рок-группы без барабанов”.
Что касается Баттистелли – этот человек, впоследствии станет признанным итальянским композитором неоклассической музыки.

Четро, актриса Мариза Солинас и Франко
Предположительно, после поездки в Венецию, состав Chetro & Co. претерпел изменения. Из трио, они превратились в дуэт, так как бас-гитарист Джорджио ди Канио ушел из группы. Несмотря на то, что в “компании” у Четро остался только Франко (могли бы теперь назваться Chetro & Franco), проект продолжил существование под старым названием - Chetro & Co.

Все в том же 67-м, (но уже ближе к концу года), дуэт, отправляется в Милан, где играет в клубе Дерби (Derby Club), заручившись помощью местного музыканта Энцио Янначи (Enzo Jannacci), в качестве басиста. В начале 60-х, Янначи, прославился в рок-н-рольном дуэте I Due Corsari (этакие итальянские The Everly Brothers, чуть приправленные юмором). Но к 67-му, I Due Corsari уже распались, а Энцио стал постоянным резидентом этого самого клуба Дерби.

Дино де Лаурентис
В канун наступления 1968-го года, Chetro & Co. сыграли на частной вечеринке в доме итальянского режиссера и кинопродюсера Дино де Лаурентиса (Dino de Laurentis).
Дом находился у Лазурного берега, в районе курорта Рокбрюн-Кап-Мартен. На выступлении там, к составу Chetro & Co., вновь присоединились дополнительные музыканты. Сразу 2 штуки! Во-первых, известный итальянский джазовый барабанщик Джидже Мунари (Gegè Munari). Во-вторых, пианист Альберто Сорди (Alberto Sordi).
Альберто Сорди, на самом деле, прославлен не как музыкант, а как киноактер. Он вообще, считается одним из величайших итальянских комиков! Так что для Chetro & Co. - это было круто!

Постер "Привязанности"
Еще большей крутизны группе добавлял тот факт, что вместе с ними на той вечеринке выступала известная британская команда Procol Harum. Дино де Лаурентис в те года сотрудничал с музыкантами Procol Harum, ведь они писали музыку к эротическому фильму Тинто Брасса “Привязанность” (Nerosubianco), продюсером которого Дино являлся.
Там, правда, произошла довольно странная история: работа над фильмом и саундтреком затянулась надолго (он выйдет на экраны только в 1969-м), а 2 музыканта Procol Harum, за это время, успели выйти из состава группы. Звали тех двоих Рой Ройер и Бобби Харрисон.
Они замутили новый коллектив The Freedom, и уже с ним завершили работу над саундтреком к фильму.

Постер "Дьяволика"
Что касается Четро, он, как и Procol Harum (The Freedom) тоже сотрудничал с Дино де Лаурентисом и был вовлечен в его кино-дела. Де Лаурентис продюсировал супергеройский фильм “Дьяволик” (Diabolik), итальянского режиссера Марио Бава (Mario Bava). Музыку для саундтрека к “Дьяволику” сочинил небезызвестный Эннио Морриконе (Ennio Morricone). Но, потом решил, что музыка, дабы соответствовать духу времени, должна быть более “психоделична”, и поэтому, привлек к созданию аранжировок Четро, как человека, разбирающегося в психоделии.
Четро, также сыграл эпизодическую роль в самом фильме. “Дьяволик” вышел на экраны в 1968-м.
Кстати, Морриконе имел непосредственное отношение, не только к де Лаурентису и де Каролису, но и к продюсеру Chetro & Co. - Энцо Микотти. Даже, являлся с ним совладельцем лейбла Parade, на котором планировалось выпустить записи Chetro & Co. То есть, по сути, Морриконе был сопродюсером и Chetro & Co.!

После новогоднего бенефиса, Четро и Франко едут в Монтеротондо, где дают несколько концертов с очередным музыкантом-ассистентом – аргентинским саксофонистом Гато Барбьери (Gato Barbieri). Вновь, на подмоге Chetro & Co. была будущая звезда. В начале 70-х, Барбьери станет признанным мастером латино-джаза.

Вилла Медичи
По возвращению в Рим, Chetro & Co. примут участие в мероприятиях, посвященных джазовой музыке, проходящих в вилле Медичи, которые устраивала Французская академия (L'Accademia di Francia). Четро и Франко сыграли там совместный джем с американским саксофонистом Стивом Лэйси (Steve Lacy) и, уже знакомым, аргентинцем Гато Барбьери. По воспоминаниям современников, это мероприятие посетили такие знаменитости, как итальянский художник Марио Скифано (помните группу Le Stelle Di Mario Schifano?), гитарист британцев The Rolling Stones – Кит Ричардс, его девушка – фотомодель Анита Палленберг и итальянская певица Габриэлла Ферри.

Также, в Риме Chetro & Co., наконец восстанавливают свой статус трио, взяв в штат постоянного бас-гитариста - Джианни Рипани (Gianni Ripani).

Джидже Мунари
И вот, теперь, когда Chetro & Co. снова стали трио, настала им пора выпускать сингл. Для его записи, музыканты отправляются в родную Фолкстудию, прихватив с собой ударника Джидже Мунари, в качестве сессионного перкуссиониста. С Мунари, как вы помните, группа уже играла ранее (например, у Дино де Лаурентиса). Также, к записи, наверняка, были привлечены еще какие-то сессионные музыканты, но их имена для истории не сохранились.
Инструментов на сингле будет звучать немало. Помимо гитар и перкуссии, там будет и орган, и гобой, и инструмент под названием никелодион (что-то типа шарманки), и некий струнный инструмент, напоминающий по звуку индийский ситар. Вероятно – это, та самая виолачча, изобретенная Четро.

Теперь посмотрим, что же получилось у Chetro & Co.:
Сингл Danze della Sera (Suite In Modo Psichedelico)”/Le Pietre Numerate, вышел в 1968-м году на лейбле Parade и был спродюсирован Энцо Микотти.
Оформлена была их сорокапятка, была очень “богато” и круто (особенно для сингла)! В истории найдется примеров, когда люди столь же заморачивались над оформлением сорокапятки (тем более в Италии 60-х годов). Это был даже не просто конверт, а целый раскладной буклет с “кислотными” коллажами, сделанными самими музыкантами группы.
От себя, замечу, что эти коллажи, напомнили мне оформительское творчество Егора Летова (альбомы “Прыг-скок” и “Сто лет одиночества”).

 
В общем, Chetro & Co. выпустили, не какой-то “безликий” сингл, а самый настоящий аудиовизуальный взрыв! С музыкальной точки зрения, ведь там тоже все было на высшем уровне!

Церковный соловей
Название первой темы – “Danze della Sera (Suite In Modo Psichedelico)”, можно условно перевести на русский, как: “Вечерние танцы (Сюита в психоделическом стиле)”. Эта песня длится необычно долго для сорокапятки (5 минут, вместо стандартных 3-х). Ее с легкостью можно было принять за работу какой-нибудь британской группы тех лет (в стиле поп-психоделии с влиянием индийской музыки), если бы не итальянский язык. Как по мне - чудесное произведение! Ее автор Этторе де Каролис (Четро), но в конце композиции используются стихотворение известного итальянского кинорежиссера Пьера Паоло Пазолини (который, был, оказывается, не только режиссер, но еще и поэт), с которым музыканты были знакомы. Этот стих называется “Ноктюрн” (Notturno) и был взят из пазолиниевской книги “Церковный соловей” (L’usignolo della Chiesa Cattolica), изданной еще в 1958-м.

Бисайд “Le Pietre Numerate” (Пронумерованные камни), по сравнению с яркой и "калейдоскопичной" заглавной вещи, звучит ровно и спокойно. Его философская лирика представляет жизнь человека в виде дороги, вдоль которой стоят своеобразные вехи, в виде пронумерованных камней.
В мелодии определенно прослеживается влияние испанской музыки.
Но сам ее автор - Этторе де Каролис пишет, что “Le Pietre Numerate” вдохновлена творчеством американского джазмена Майлза Дэвиса. И действительно: немного похоже на его композицию Miles с альбома “Milestones…”, 1958-го года выпуска. Ну и еще на альбоме 1960-го - “Sketches Of Spain”, Майлз заигрывал с испанскими мотивами.

Вспоминает Этторе де Каролис: “Я загорелся идеей положить стихи Пазолини на мелодию "Danze della Sera". Ничего удивительного, ведь я искренне любил его книгу "Церковный соловей", откуда позаимствовал слова.
Потом я стал искать встречи с Пазолини. В конце концов, мы встретились и он "дал добро" на использование его текста. Ему было интересно, что из этого получится, и, конечно же, он хотел бы услышать песню. Но тогда это было невозможно, так как она еще не была готова. Спустя некоторое время, когда сингл был уже записан, я и Франко, возвращаясь с гастролей, решили забежать перекусить в одну римскую кафешку, куда и Пазолини частенько захаживал. На нашу удачу он оказался именно там! Сидел со своими друзьями - писателем Альберто Моравиа и актрисой Лаурой Бетти. Гитары у нас были с собой, так что мы с Франко устроили им акустический концерт прямо в том кафе!”

Несмотря на теплый прием итальянской богемы и вообще, все задатки у “Danze della Sera (Suite In Modo Psichedelico)”, стать признанным психоделическим шедевром (пси-рок тогда был на волне, хоть, правда, не в самой Италии), снискать популярность у Chetro & Co. не получилось. Точнее, им не дали это сделать!

Суровую итальянскую цензуру, крайне возмутила строчка из песни, гласящая: “Я уже разделся и иду к тебе…” (Ormai sono quasi nudo per venire a te). Поэтому Chetro & Co. были признаны аморальной группой и не были допущены ни на радио, ни на телевиденье.
В общем, после записи замечательного сингла, наших героев, вместо долгожданного прорыва, встретил неожиданный бойкот со стороны СМИ. Что, собственно, стало одной из причин роспуска проекта.

Второй причиной, как я уже говорил, была загруженность Этторе де Каролис участием в других проектах лейбла Parade. Например, практически одновременно с работой над синглом Chetro & Co., Четро участвует в создании дебютного сингла новой итальянской поп-группы Gli Alunni del Sole LAquilone/Con LAiuto Degli Dei (Ulisse)”. Де Каролис не только сочинил музыку для обеих этих вещей (а текст к ним написал итальянский поэт Карло Росси), но и записал их, совместно с командой сессионных музыкантов (среди которых был, знакомый вам, барабанщик Джидже Мунари). То есть, ребятам из Gli Alunni del Sole, оставалось только придти в студию и спеть.

По иронии судьбы, эта поп-поделка взлетела до вершин итальянских чартов и практически моментально стала хитом. Что, на контрасте с “успехами” его родной группы Chetro & Co., подкосило желание Четро заниматься своим проектом. Chetro & Co. дали, напоследок еще несколько выступлений (например, на фолк-фестивале в Салерно) и закончили свою карьеру.

Этторе и его жена
Пути Франко и Четро разошлись (но не навсегда). В последующие годы Этторе де Каролис будет востребованным сессионщиком. Поучаствует в студийной деятельности множества итальянских джазовых, фолковых, попсовых и прог-роковых проектах. Запишет несколько сольников, будет писать музыку для театра и кино. А еще, замутит совместный фолковый проект со своей красавицей-женой Донатиной.

Франко Коллетта в конце 60-х перейдет в другую итальянскую рок-группу Banco del Mutuo Soccorso. Эти ребята будут играть весьма достойный итало-прог.


"Настоящий лев!"
Спустя 2 года распада Chetro & Co. (в 1970-м), Четро и Франко вновь доведется играть вместе, так как оба они будут приглашены на запись сольного альбома Леона Тьери (Leone Tieri) – экс-гитариста итальянской гаражной рок-группы I Jaguars.

Ну и под конец, добавим в нашу историю еще немного иронии, упомянув сей факт:
В середине 70-х, Франко Колетта войдет в состав тех самых Gli Alunni del Sole, чей успех (в контрасте с неуспехом Chetro & Co.), в свое время, стал одной из причин, по которым Этторе де Каролис принял решение распустить свой психоделический проект. В 70-х, надо сказать, Gli Alunni del Sole стали уже не такими попсовыми ребятами, какими были в 60-е. В их музыке появились элементы прогрессивного рока, так что, можно сказать, что Франко вписался в хорошую компанию.

P.S. за ценную информацию о концертной деятельности Chetro & Co. и некоторые фотоматериалы, хочу поблагодарить блог classikrock.blogspot.ru и персональный сайт Этторе де Каролиса www.ettoredecarolis.com.

Хронология:

Chetro & Co. #1 (осень 1967)
1)      Этторе Четроде Каролис (Ettore “Chetro” de Carolis) –12-струнная акустическая гитара, виолачча.
2)      ДжанфранкоФранкоКолетта (Gianfranco “Franco” Coletta) – вокал, акустическая гитара.
3)      Джорджио ди Канио (Giorgio di Canio) – акустическая бас-гитара.

Chetro & Co. #2 (конец 1967)
1)      Этторе Четроде Каролис (Ettore “Chetro” de Carolis) –12-струнная акустическая гитара, виолачча.
2)      ДжанфранкоФранкоКолетта (Gianfranco “Franco” Coletta) – вокал, акустическая гитара.
3)      Джорджио ди Канио (Giorgio di Canio) – акустическая бас-гитара.
+
4)      Джорджио Баттистелли (Giorgio Battistelli) – барабаны.

Chetro & Co. #3 (конец 1967)
1)      Этторе Четроде Каролис (Ettore “Chetro” de Carolis) –12-струнная акустическая гитара, виолачча.
2)      ДжанфранкоФранкоКолетта (Gianfranco “Franco” Coletta) – вокал, акустическая гитара.
+
3)      Энцио Янначи (Enzo Jannacci) – бас-гитара.

Chetro & Co. #4 (конец 1967 – начало 1968)
1)      Этторе Четроде Каролис (Ettore “Chetro” de Carolis) –12-струнная акустическая гитара, виолачча.
2)      ДжанфранкоФранкоКолетта (Gianfranco “Franco” Coletta) – вокал, акустическая гитара.
+
3)      Альберто Сорди (Alberto Sordi) – пианино.
4)      Джидже Мунари (Gegè Munari) – барабаны.

Chetro & Co. #5 (начало 1968)
1)      Этторе Четроде Каролис (Ettore “Chetro” de Carolis) –12-струнная акустическая гитара, виолачча.
2)      ДжанфранкоФранкоКолетта (Gianfranco “Franco” Coletta) – вокал, акустическая гитара.
+
3)      Гато Барбьери (Gato Barbieri) – тенор-саксофон.

Chetro & Co. #6 (начало 1968)
1)      Этторе Четроде Каролис (Ettore “Chetro” de Carolis) –12-струнная акустическая гитара, виолачча.
2)      ДжанфранкоФранкоКолетта (Gianfranco “Franco” Coletta) – вокал, акустическая гитара.
+
3)      Гато Барбьери (Gato Barbieri) – тенор-саксофон.
4)      Стив Лэйси (Steve Lacy) – сопрано-саксофон.

Chetro & Co. #7 (середина 1968)
1)      Этторе Четроде Каролис (Ettore “Chetro” de Carolis) –12-струнная акустическая гитара, виолачча.
2)      ДжанфранкоФранкоКолетта (Gianfranco “Franco” Coletta) – вокал, акустическая гитара.
3)      Джианни Рипани (Gianni Ripani) – бас-гитара.
+
4)      Джидже Мунари (Gegè Munari) – барабаны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий