суббота, 11 сентября 2021 г.

Пик Клаксон - Приют святой Цецилии (1989)

 

Всем привет! Так как с написанием новых статей у меня нынче туго по известным причинам (морально-бытового характера), я решил просто писать о своей любимой музыке. Конечно, получается всесторонний оффтоп. Не шестидесятые, не зарубежка и не психоделия… Но хорошая музыка не знает ни границ ни временных (и стилевых) рамок… Не так ли?! Так что, ловите:

 

Это, пожалуй, наиболее слушаемый мною сейчас альбом. Музыка, которую я могу назвать прекрасной, любимой, вдохновляющей и радующей. Советская андеграундная рок-группа Пик Клаксон и их (имхо) лучший альбом “Приют святой Цецилии”. Ура!

 

Картина Рафаэля

Кто такая эта святая Цецилия – я не в курсе. В Википедии, есть статья про римскую святую. Считается покровительницей музыки. Наверное – это она.

Что это за группа была такая Пик Клаксон, я тоже особо рассказывать не буду. Много будешь знать – скоро состаришься! На просторах Сети, о них вроде бы достаточно информации. Можно обратиться к той же Википедии... Или заглянуть во вконтактное сообщество посвящённое им (https://vk.com/pikklaxon)... Или прочитать мемориальную книжку про них (“Простуженный проспект” называется). Лучше расскажу непосредственно про альбом. Точнее, попробую рассказать:

 

Запись была произведена в 1989-м году в городе Омск, в домашних условиях. Впрочем, как и все остальные альбомы Пик Клаксон. Такое “советское инди”!

 

Итак, 1989-й год… Десятилетие движется в закат… Пятый год перестройки… Набирают бешеную популярность всякие там ласковые маи, жени белоусовы и им подобные “советские дети диско-попа”… Вчерашние рок-герои обеих столиц - не отстают! Тоже рвутся на стадионы. А некоторые даже заграницу! В общем, дружно покидают “подвалы и подпольные флэты”. В связи с вышеизложенным, постепенно “впадают в анабиоз гэбисткий рок-клуб и гэбистская рок-лаборатория”. Те, за кем они были призваны призирать – теперь итак на виду. Это что касается звёзд первой величины… В Омске, кстати, тоже был свой рок-клуб, членами которого музыканты Пик Клаксон, вроде как числились, но… Можно было оставить здесь лишь это многозначительное многоточие. Сибирь, а не европейская часть “страны Ответов”. “Моя комната рекордс”, а не студия MCI. Самиздат, а не фирма Мелодия. В качестве муз. носителя - магнитная плёнка (бобины), а не виниловые пластинки. Список более чем достаточный? И снова я изображаю Капитана Очевидность…

 

Обложка магнитоальбома
Что мы имеем? Ещё одно сокровище спрятанное временем! Хипповый фолк-рок (песни “Приют святой Цецилии” и “Воспоминания о Питере и Москве 1986-го года”). Немного блюза (“Анархия”). Неглупая, но и не слишком заумная лирика энд философия (“Третья сторона медали”). Есть даже песенка про вегетарианцев (“Будда №3”), коих в Союзе тогда не так уж много было… Но самое главное, это как сыграно. А играли они с душой! Это чувствуется на записи, она очень живая. Лёгкость, воздушность и красота. Слаженное и разлаженное многоголосье, акустические гитары, перкуссия и колокольчики.

 

 

Евгений и Олег Лищенко
Наипервейшая муз. ассоциация, возникшая у меня при прослушивании – это творчество Марка Болана и его группы Tyrannosaurus Rex. Акустическое, а не глэмово-электрическое T.Rex, которое! Наиболее характерно эта болановщина у клаксонов заметна в отвязных треках “Логика – это полнейшая анатомия” (или “аномалия”?) и “Дети, внимание!”. Такое же сочетание безумного гитарного чёса, шустрой перкуссии и нарочито дурашливых “блеющих” подпевок. А присутствие виолончели и флейты придаёт аранжировкам некоторый элемент барокко-рока (песни “Эльф”, “В этой комнате” и инструментальный трек “У самой воды”). Поэтому, вторая ассоциация – это группа Аквариум, чего уж там! “Приют святой Цецилии” в магнитографии (!) Пик Клаксон идёт под номером 5 (примерно). Точная нумерация затруднительна, т.к. часть магнитоальбомов была утеряна, а кое-какие записи выпущены под альтернативными названиями, а не как Пик Клаксон.

Название группы, кстати, судя по всему – имя с фамилией. Пик Клаксон – это выдуманный чувак такой, типа Пинка Флойда или Юры Хипа.


Состав группы варьировался от альбома к альбому. Стиль тоже менялся. Они были не чужды музыкальным экспериментам. По большому счёту, ПК – это братья Лищенко + все остальные. Конкретно этот альбом был записан в формате “квартет”:

а) Эжен Клок (Евгений Лищенко) – вокал, гитара.

б) Пик Бэби (Олег Лищенко) – вокал, гитара, виолончель, перкуссия.

в) Олигофрен (Александр Кобяков) – блеющие подпевки, гитара, перкуссия, колокольчик, треугольник.

г) Вадим Митрофанов – флейта, гитара.

 

Митрофанов и Кобяков

А.Кобяков и В.Митрофанов были рекрутированы братьями Лищенко аж из Ленинграда (раньше и сейчас – Санкт-Петербург), где те играли в рок-группе под названием Гараж (сейчас совсем неизвестной). Также, по слухам, ещё один ленинградец – Григорий Тэр (звукач Гаража) помог братьям свести альбом.


Имена изменены, но про кого - понятно
Что касается предыдущих составов:

например, в ранних ПК играл их земляк – омич Егор Летов. Молодой и тогда ещё малоизвестный. Это потом он организовал свою громкую и окаянную группу (сокращённо ГО). Старт которой, в свою очередь, не обошёлся без участия братьев Лищенко. Но за историей, как я уже сказал – в другие места! Любопытные могут поискать альбом “нац-роковой” группы Адольф Гитлер, а также запись выступления ГО на Первом новосибирском рок-фестивале (1987-й год).

 

Сибирь второй половины 80-х славилась своими панками. “Сибирский суицидальный пост-панк” – это практически бренд. Его навесили на музыкантов контркультурные журналисты и подпольная рок-пресса… Но неспроста. Новосибирск, Омск, Тюмень… Инструкция, ГрОб и Янка… Найти параллели в их творчестве не составит труда. Братья Лищенко были близки к этому “рок-н-ролльному фронту” не только географически… Хотя стилистически и эстетически явно были более хипповыми, что ли. Как, например, ребята из новосибирской группы Калинов мост, к которым, в отличие от клаксонов пришла всесоюзная известность.

 

альт. обложка (рис. Сергей Синицын)
Полностью согласен с теми, кто пишет, что “Приют святой Цецилии” – “Абсолютный шедевр и, возможно, пик Пик Клаксон!”. Да! А вот Егору Летову, говорят, этот альбом дико не понравился. Ещё он рассказывал про Пик Клаксон в одном интервью (журналу РИО, в 89-м году), следующее:

У меня были такие знакомые - группа Пик энд Клаксон. Они ничего не слушая, решили играть авангард. Измудрялись, измудрялись и неожиданно заиграли что-то вроде Manfred Mann’s Earth Band! И только когда услышали настоящего Manfred Mann, поняли, что изобретали велосипед.

Интересно, он был чем-то обижен на братьев Лищенко, или может, завидовал? Ведь, что такое Гражданская оборона? Всего лишь сайд-проект экс-ударника группы Пик Клаксон! (шучу)

 

Менее прошаренные современники ругали ПК за вторичность относительно стиля культовой ленинградской фолк и рок-группы Аквариум. Что в контексте болановщины – не совсем справедливо и несколько анахронично… Но, да, образные тексты, хипповость, флейта, виолончель, блеяние и у Å и у ПК наличествуют!

Сейчас ни для кого не секрет, что БГ - не дурак “под Болана сделать”, да и вообще, слямзить у какого-нибудь западного артиста какую-нибудь не шибко заезженную мелодию (здравствуйте, Борис Борисыч, если вы вдруг нас читаете…). В 80-е, видимо, среднестатистический потребитель русской (простите, советской) музыки, не копал глубоко и принимал творчество “люминисцентного” за первоисточник. Хотя, парадокс, вот БГ в то же самое время, все эти интересные музыки где-то находил. А другим-то что мешало?!

 

Примерно с таким же успехом иные записи клаксонов можно сравнивать с ранним Крематорием (с Троегубовым который), или с Майком Науменко времён альбома “Сладкая N и другие”… А ещё с гуру советского рок-андеграунда – Юрием Морозовым и даже с гуманистической лирикой Машины времени!

 

Но частые сравнения с Аквариумом похоже задевали музыкантов… В том же 89-м году ПК запишут 2 новых альбома. Авангардный “Ослиная голова” и “Страна назначения – СССР”, где будут играть откровенный хард-рок. Музыка столь любимая советскими хиппи и гопниками (если верить группе Зоопарк). Ещё один смелый эксперимент со стилем! Тут мне вспоминаются другие известные строки:

Я в этом городе жил

И носил в кармане кастет,

Иначе я был бы бит!

И я в этом городе жил,

И очень любил Nazareth,

Иначе я был бы бит!

 

обложки магнитоальбомов

Теперь, что касается дня сегодняшнего и изданий альбомов Пик Клаксон:

Ещё одна причина малоизвестности творчества группы в постсоветской России – их альбомы долгое время не переиздавались за рамками приснопамятного самиздата. В 90-е годы было, правда, переиздание пары альбомов группы на аудиокассетах. А потом на CD-дисках (например, другом братьев Лищенко и издателем рок-журнала АОР - Сергеем Синицыным на его лейбле Синица Records)... Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его за предоставление оригинальных обложек магнитоальбомов и кое-какую информацию!

 

Но в целом, посторонним меломанам и любопытным приходилось довольствоваться оцифровками, выкладываемыми в Сеть редкими энтузиастами, сделанными с катушек различного качества. Лишь относительно недавно, стараниями независимого лейбла Bull Terrier Records (https://vk.com/bullterrierrecords) на уже умирающем формате CD-диск была перевыпущена дискография Пик Клаксон. В ремастеринге! Его делал Дмитрий Коев в Канаде. Если кто не в курсе, Дмитрий – не только “студийный технарь”, но и хороший музыкант. С Константином Рябиновым (экс-участником ГО) выступал и записывался, в его проекте Кузьма и ВиртУОзы, например…

дискография

Обложка несуществующей аудиокассеты

Сомневаюсь, конечно, что ситуация с малоизвестностью Пик Клаксон кардинально изменится… Но хоть чуть-чуть количество знакомых с их творчеством прибавится.

 

Скоро, кстати, выйдут “новые” старые концертные записи группы 89-го года (электричество и акустика в ДК Шинник).

Вот.


Комментариев нет:

Отправить комментарий