Хочу
представить вам одну малоизвестную психоделическую команду - Time.
Из
тех групп, что я открыл для себя относительно недавно – эта самая впечатляющая!
Вообще,
в 60-е коллективов с таким названием существовало немало (и не только в
Америке), но мы поговорим конкретно об этой группе, которая, увы, почти не
известна даже среди любителей психоделической музыки.
Попытаемся
хоть немного это исправить:
Розенбум, МакФул и Ньютон |
История
Time началась в мае
1967-го. Именно тогда собрались вместе будущие участники “Времени” – басист и
вокалист Линн Дэвид Ньютон (Lynn David Newton),
барабанщик Дэвид Розенбум (David Rosenboom) и поющий клавишник Том МакФол (Tom
McFaul). Чертовски подходящая для своего инструмента была фамилия у их
барабанщика! (шучу)
Еще
с ними играл гитарист Джим Симанс (Jim Siemans).
Музыканты,
собравшиеся здесь, были отнюдь не какими-то неумехами, а студентами
музыкального отделения Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (University
of Illinois at Urbana–Champaign). Так что, их андеграундность происходила
скорее от отсутствия амбиций. Ребята играли в свое удовольствие в свободное от
учебы время, не строя планов “по захвату мира”.
Еще
один прикол этой команды состоял в том, что они играли совсем не то, чему их
учили в универе и совсем не на тех инструментах, на которых учились. Так, их
деятельность в группе была направлена на что-то вроде рока (а не классической
музыки). Все вполне в рамках веяний времени. Зато подход у них был
нестандартный: клавишник МакФол, на самом деле - учился на тромбониста, Ньютон
– на композитора, а Розенбум на скрипача. Лишь Симонс был музыкантом-любителем.
Так что, своим взглядом на музыку они могли выгодно отличиться от других
хипповых команд, воспитывавшихся на блюзе и рок-н-ролле, и внести что-то
оригинальное в общую картину психоделических шестидесятых.
Но
начинают ребята вполне традиционно, с гаражных репетиций. Причем, поначалу они
даже не имеют никакого названия.
Совместное
музицирование им настолько начинает нравиться, что постепенно даже какое-то
желание, пусть и не захватить мир, но хотя бы громко заявить о себе, начинает проклевываться.
В
июле 67-го происходит удачное для Дэвида Розенбума событие, которое, однако,
чуть было не развалило группу. Ему предлагают хорошо оплачиваемую работу в
оркестре Лукаса Фосса (Lucas Foss). Все бы ничего, но для этого нужно перебраться
в другой город. Удивительно, но сила товарищества студентов-музыкантов оказалась
столь велика (вкупе с зарождающимися амбициями), что остальные решают поехать
вместе с ним! Кроме опять-таки Джима Симанса, у которого была семья и ребенок.
Эллен МакФул |
Распрощавшись
с Джимом, Линн и Том (с женой Эллен) отправляются вслед за Дэвидом из Урбаны
(штат Иллинойс) в Буффало (штат Нью-Йорк). Казалось, что Буффало, как более
крупный город относительно иллинойского захолустья, должен предоставить больше
возможностей для молодых исполнителей. Так что коллективный переезд туда не
представлялся такой уж глупой затеей. Даже наоборот! И все бы ничего, если бы по
несчастной случайности, почти сразу по прибытию в Буффало, их фургон с нехитрым
имуществом и инструментами не был обнесен какими-то ворюгами! Черт, я ведь
недавно писал статью про другую психоделическую группу Hunger – там похожая история была (только
в Лос-Анджелесе). Музыканты без инструментов - как без рук.
Линн, Том, Дэвид и Ричард |
Группу спасает отец
Ньютона, одолжив им значительную сумму, позволившую им приобрести новые. А еще,
поскольку Симанс остался в Урбане, Дэвид находит Time нового гитариста из числа местных –
Ричарда Стэнли (Richard Stanley). Тоже – не абы кого, а студента
Государственного университета Нью-Йорка (State University of New York –
сокращенно SUNY).
Джим Мор |
Для
постоянных репетиций музыканты снимают чердак в одном из зданий бывшего автозавода
Pierce-Arrow (закрытого еще в 1938-м году). Там же начинается работа над авторским
материалом группы. У которой, кстати, скоро появляется имя – Time и даже
собственный менеджер – местный бизнесмен Джим Мор (Jim Mohr).
В
декабре группа постепенно начинает втискиваться в музыкальную жизнь города. Работа
Эллен МакФул (Ellen McFaul) на телевидении (куда она устроилась по прибытию в
Буффало) и Дэвида Розенбума в оркестре обеспечила их связями в мире искусства и
богемы, что позволило им отметиться своей игрой на всяких хэппенингах, перформансах,
спектаклях и арт-тусовках. Поскольку музыка, которую они играли, была сложная и
неоднородная, на выступлениях они активно использовали заранее записанные
пленки со всякими звуками и эффектами (как например в “Introductory Lines”), ну
и, конечно же, много импровизируют. Увы, вне этих тусовок и редких выступлений
в SUNY, в обычных барах
и клубах Буффало они часто натыкалются на непонимание аудитории. Видно хиппарям
было трудно танцевать под такое! Все же, Time мало походили на привычные команды 60-х и не играли привычную
рок-музыку. Они были сродни скорее таким проектам как The Mothers
Of Invention, Silver Apples, The United States Of America и The Velvet Underground. Так
что такая реакция обывателей - неудивительна. Экспериментаторам и новаторам –
всегда трудней!
Кстати,
когда The Velvet Underground
приехали в Буффало, они, видимо почуяв в Time “соратников по борьбе”, даже изволили
познакомиться с музыкантами, и посетили их чердачную репетицию.
Линн, Том и Ричард на репетиции |
В
январе 1968-го, Time,
вместе со своим менеджером, отправляются в Торонто и на Bay Sound Studios, при
помощи звукоинженера Гэри Старра (Gary Starr – нет, не родственник известного
Битла!), за две сессии записывают демо-версию своего будущего альбома. Между
прочим – Торонто находилось совсем в другой стране и для этих двух поездок им пришлось
пересекать границу Канады!
Материал,
записанный ими в Торонто, по-моему, вобрал в себя, большинство музыкальных
веяний американских 60-х, обильно политых кислотой. Тут есть и рок, и фолк, и
допотопная электроника. Вот разве только блюза влияние не столь заметно. Самым
плодовитым автором Time оказался Линн Дэвид Ньютон, но Ричарда Стэнли и Том МакФол тоже
внесли свой вклад. Даже более того, от МакФола поступали наиболее “прогрессивные”
вещи. Условно предполагаемый альбом можно было разделить на две части – первую,
более экспериментальную и вторую, с просто красивыми мелодиями (которые, за
исключение “Dover Beach”
от рока – очень далеки). Лично мне, конечно, больше интересна первая часть, на
которой группа демонстрирует свою способность переходить от традиционного
мелодизма к дикому авангарду. Причем, зачастую в рамках одной композиции!
Первая
же песня “A Song For You” (Песня для тебя) – характерный пример. Начинающаяся
как акустическая любовная баллада в сопровождении звуков клавесина, к середине она
скатывается в псевдо-классический хаос, чтобы под конец, снова вернуться к
начальной форме.
Следующая
за ней вещь “Kemp’s Jig” – народная мелодия, сыгранная гитаристом группы Ричардом
Стэнли на лютне.
Дальше
настает пора откровенного психодела “Introductory Lines”. Эта композиция на
альбоме – моя любимая. Немного напоминает работы The United States Of America и ранних The Velvet
Underground.
Затем
– уголок спокойствия “Sad Benjamin”, грустная песенка с четко подчеркнутой басовой
партией (неудивительно, ведь написана басистом-композитором Ньютоном).
“Lily
Has A Rose” - также
написана Ньютоном, но уже не на свои слова, а является адаптацией одного из стихотворений
американского поэта Эдварда Эстлина Каммингса (E.E.Cummings).
На этой вещи Ньютон переходит с бас-гитары на акустику, а Стэнли подыгрывает ему
на лютне.
Монотонная
“At Shadow’s Eye”, со звуками
перегруженного баса - это такой привет Silver Apples и заход на территорию электронной музыки. Дальнейший
материал будет уже не такой экспериментальный.
“Green
Fields” - немного напоминает какой-нибудь старинный мадригал. Ньютон тут не
только спел и сыграл на басу, но и исполнил короткую партию на тромбоне.
“Waking”
- написанная гитаристом Ричардом Стэнли (снова играющего не на гитаре, а на
дульцимере и лютне), продолжает лирическую линию.
Блюграссовый инструментальнал
“Ma’s Pan” записан им же, при помощи акустической гитары и дульцимера.
“Dover Beach” клавишника Тома МакФола
– наиболее похожа на типичный шестидесятнический рок, но тут скорее звучит как
исключение из правил.
Ну
и светлая концовка - “Elin Experience”, тоже принадлежит перу МакФола.
Так,
зафиксировав свое творчество на пленке, музыканты отсылают эти демо в офисы
различным лейблам. И о чудо, вскоре ими заинтересовываются на Columbia Records!
Time отправляются в Нью-йорк.
То, что поначалу показалось им их шансом пробиться, обернулось разочарованием. Продюсер,
назначенный группе – упорно не врубался в музыку Time и, проведя
всего одну сессию (за которую была перезаписана “Green Fields”), музыканты решают
не продолжать с ним работу.
Но
работать где-то надо, да и жить на что-то тоже.
Обломавшись
с Columbia Records, они возвращаются в Буффало, где от безысходности
устраиваются лабухами в клуб Инферно (The Inferno). В жизни группы наступила черная
полоса. Похоже они потеряли веру в возможность заработать на своем творчестве. Поэтому теперь Time играли в Инферно лишь
каверы на популярные хиты (правда, делали это в виду нелюбви к ним – весьма цинично).
Это продолжалось неделю, пока, по иронии судьбы, клуб не сгорел. Название ведь
так и напрашивалось?!
Буффало
им уже осточертел. Оставшись без работы там, музыканты снова решают податься в
Нью-Йорк. На этот раз уже на постоянное жительство (ну или хотя бы надолго).
Увы, менеджер Джим Мор не смог последовать за группой. И снова тут виноваты были
семейные обстоятельства. История повторяется.
В
мае 69-го, не без труда, но музыкантам удается обосноваться в “Большом яблоке”.
Находится новая реп. точка (на этот раз в каком-то складском подвале) и
продолжаются репетиции.
Музыканты
находят себе работу обеспечивать инструментальное сопровождение спектаклям,
проходящим в клубе Электрический Цирк (Electric Circus), а также активно
сотрудничают с местными джазовыми музыкантами и композиторами, как исполнители
и сессионщики. Все-таки, музыкальное образование сослужило им добрую службу, и в
отличие от многих обычных рок-групп, участники Time нотной грамотой владели, и
партитуры читать могли.
Летом
68-го им представится возможность поучаствовать на фестивале в Вудстоке. Но не обольщайтесь,
это был не тот знаменитый фестиваль 1969-го, а другой двухдневный 68-го. Но
зато на нем членам Time
удалось познакомиться с самим Бобом Диланом. Спустя несколько лет, экс-клавишник
Time -
Том МакФол, даже сыграет на одном из его альбомов!
В
сентябре 68-го в составе Time успевает смениться. Уходит один из основателей группы - Дэвид
Розенбум (в 70-х сделает себе карьеру авангардного композитора). Найти замену
старому товарищу оказывается непросто. За короткий период группа меняет трех
барабанщиков, пока не останавливается на кандидатуре Боба Стилера (Bob Stuhler).
Плюс к ним присоединяется второй гитарист Рон Реннингер (Ron Renninger). С его
приходом звучание группы сдвигается в сторону прогрессивного рока и фьюжна.
И
самое главное – у них меняется название! Они узнают, что в США существуют еще
одни Time, более известные,
чем наши герои и даже выпустившие свою пластинку. Вопрос первенства тут уже значения
не имел. Кто успел – тот и съел!
Новым
именованием “наших Time”
будет Think Dog!
(да-да, с восклицательным знаком). Звучит как приказ. Ньютон взял это абсурдное
название из какой-то американской идиомы или анекдота.
Диск Think Dog! |
Эта
формация также будет записываться (в 1969-1970-м) и просуществует несколько лет.
Но в течение долгого время записи Time и Think Dog!
так и не были выпущены. Лишь в начале двухтысячных, на волне возобновившегося интереса
к психоделии шестидесятых, диски обеих команд выйдут на лейбле Shadocks Music. Качество
записи, конечно, не самое блестящее, все-таки демки. Зато, какая музыка!
Здесь
я вам рассказал историю Time и про их диск, названный “Before There Was Time”, записанный
ими в 1968-м в Торонто, а про Think Dog!
- как-нибудь в другой раз.
Спасибо
за внимание!
Треклист
альбома такой:
Song For You (L.D.Newton)
Kemp's Jig (Traditional)
Introductory Lines (T.McFaul-L.D.Newton)
Sad Benjamin (L.D.Newton)
Lily Has A Rose (L.D.Newton-E.E.Cummings)
At Shadow's Eye (T.McFaul)
Green Fields (L.D.Newton)
Waking (R.Stanley)
Ma's Pan (R.Stanley)
Dover Beach (T.McFaul)
Elin Experience (T.McFaul)
Комментариев нет:
Отправить комментарий