четверг, 15 августа 2013 г.

The Electric Prunes (1967)


А теперь я расскажу вам об еще одном весьма занимательном американском коллективе, чей саунд меня всегда очень и очень радовал. Как надеюсь, порадует и вас. И хоть мое знакомство с американской группой The Electric Prunes, началось не с их первого - одноименного альбома, а с третьего - довольно странного (но мне понравившегося), на котором они, можно сказать, устроили самую настоящую психоделическую мессу (а именно, пели григорианские песнопения под свою весьма кислотную музыку)… Но здесь, конечно же, речь пойдет об их дебютнике (а с чего же еще начинать?!), так что, приготовьтесь, мы поехали!
Сразу от себя скажу, что все альбомы группы (даже сомнительный “Just Good Old Rock And Roll”) хороши. Особенно, конечно, ранние – более песенные. Вызывают они ассоциации, опять-таки, все с теми же барреттовскими Pink Floyd (хотя у меня, как у их фаната, что только эти ассоциации не вызывает). На их первом альбоме в правильной пропорции присутствуют и непошлая хитовость, и гитары, источающие то гулкий скрежет, то странные вибрации, и пульсирующий бас, и сдобренный реверберацией вокал, и всевозможные реверсы, и барочные оркестровки (местами), и блюзовые мотивы. Этакая квинтэссенция шестидесятых. Разве что только ситара и солирующих клавишных не хватает. Зато присутствуют различные шейкеры, тамбурины, ксилофоны, губные гармошки, а в одной песне (по-моему) даже что-то типа гуслей (вообще эта штука называется “autoharp” - автоарфа). Но все равно, можно сказать – эталонный психоделик-рок!

The Sanction
Но, для начала – немного предыстории:
В 65-м, в Калифорнии, существовала группа The Sanction. Изначально в ее состав входило несколько ребят из окрестности, познакомившихся друг с другом, будучи учениками в одной из лос-анджелесских школ. Ими были: вокалист Джеймс Лоу (James Lowe), басист Марк Тулин (Mark Tulin), гитарист Кен Уильямс (Ken Williams) и барабанщик Стив Акофф (Steve Acoff). Стива, предпочитавшего, правда, большую часть времени бухать и рассекать по волнам на своей доске для серфинга вместо репетиций, вскоре выперли (хотя не думаю, что он был шибко против), взяв вместо него Майка Уикли (Mike Weakley), опытного ударника из Канзаса. Чуть позже к группе временно присоединяется клавишник Дик Харгревс (Dick Hargraves).

В 66-м музыканты меняют свое название на Jim And The Lords (не меняя впрочем, стиля, приближенного к грязному ритм-н-блюзу). Также произошли некоторые изменения в составе группы. Харгревс покинул коллектив, а к группе присоединился еще один гитарист Джеймс Спагнола (James “Weasel” Spagnola), которого все называли “Визл” (или “Хорек”). В данном составе они даже записывают несколько демок у какого-то своего товарища с аппаратурой, которые, правда, в те года нигде не будут выпущены.

Музыканты репетируют в гараже отца Марка, и тот (отец, а не Марк) как-то приводит послушать “группу сынишки” свою знакомую Барбару Харрис (Barbara Harris). Дамочка эта была весьма не бедная (сейчас бы ее назвали “светской львицей”) и вращалась во многих кругах, в том числе, мире богемы и шоу-бизнеса. Банчила домами (то бишь недвижимостью). И поскольку, ребята ей понравились, да еще и на днях намечалась знатная тусовка в честь дня рождения одного ее друга, она приглашает Jim And The Lords сыграть там. А еще, там она знакомит их с одним из гостей, коим оказался не кто иной, как именитый продюсер и звукоинженер Дейв Хассинджер (Dave Hassinger).

Дейв Хассинджер
Чувак этот был весьма хватким и работал с такими крутыми группами как The Rolling Stones, The Byrds, The Monkees, Jefferson Airplane, Grateful Dead, Love и еще дофига с кем. Он решает раскрутить талантливых подростков и, обещая им славу похлеще битлов и роллингов, берет под свое шефство. Для промоушена своих новоиспеченных подопечных он записывает две их песни “Aint It Hard” (кавер на малоизвестный дуэт Gypsy Trips) и “Little Olive” (с заметным влиянием творчества The Rolling Stones, если честно) в доме своего друга Леона Расселла (Leon Russell). Надо сказать что Расселл, давний знакомец Хассинджера, был маститым музыкантом и его домашняя Sky Hill Studios, была весьма неплохо оборудована. С готовыми пленками они приходят на лейбл Reprise, входящем в Warner Bros. Records, который подписывает с музыкантами контракт и договаривается о выпуске сингла. Однако перед этим лейбл предлагает группе сменить свое название на что-нибудь более актуальное, на тот момент.

Кен, Марк, Джим и Майк
Конкретно подзадолбавшись с придумыванием себе нового имени, наши герои решают прикольнуться и выбрать The Electric Prunes (“Электрический чернослив”, это что, как “Заводной апельсин” типа?!). Название это происходило от ответа на шуточную загадку, которая звучит (если я правильно перевожу): “Что такое фиолетовое, двигается и гудит?” (“What is purple and goes buzz buzz?”). В шестидесятые были еще и не такие нелепицы, например: Strawberry Alarm Clock или, какие-нибудь там The Chocolate Watchband. Так что люди из лейбла прикол заценили и одобрили. Интересный факт, благодаря еще одной вариации этой загадки, получило свое название другая известная психоделическая рок-группа. Только там уже было “Что такое фиолетовое плавает в море?” (“What’s purple and lives in the sea?”) и ответом было: Moby Grape (переводится как “Двигающаяся виноградина”, но вся фишка в созвучии с “Моби Дик”).
Вот… Но вернемся к нашим героям:

Итак, в мае 66-го, сингл “Aint It Hard”/“Little Olive” был выпущен, однако, успеха не поимел.
Хассинджер, твердо намеренный раскрутить своих ребят (ну и нехило заработать, на этом деле) решает исправить положение, не прогадать и привлечь к сочинению нового сингла профессионалов. Он предлагает группе использовать композицию, своих знакомых: Аннет Такер (Annette Tucker) и Нэнси Манц (Nancie Mantz). Женщины эти были опытными сочинительницами и писали в свое время таким мэтрам как: Фрэнк и Нэнси Синатра, Сонни и Шер, Том Джонс, Рики Нельсон. С андеграундными исполнителями им также доводилось работать. Так, например, в 65-м году их композиция “(I Ain’t No) Miracle Worker” стала хитом в исполнении американских гаражных рокеров The Brogues. Ими была написана “I Had Too Much to Dream (Last Night)”, которую The Electric Prunes, отдадим им должное, потрудились окрасить своим фирменным психоделическим звучанием. Изначально песня предназначалась для американского певца “его попсейшество” Джерри Вейла из семейства “синатроподобных”, но все же была отдана Хассинджеру и подопечным. И, слава богу!

Музыканты, вооруженные потенциальным хитом, снова отправляются к Леону Расселлу и записывают у него несколько песен. Среди них были: “Luvin'”, вошедшая только во второй альбом “Hideaway” и не вошедший ни в один альбом кавер на The Hollies “I’ve Got A Way Of My Own”. Ну и непосредственно “I Had Too Much to Dream (Last Night)”. Незадолго до этого, группу покинул недовольный контрактом Майк Уикли (к тому же, получивший в наследство горнодобывающее дело своего отца и сваливший в Мексику, это самое “дело” продолжать) и записи производились уже с новым, второпях найденным барабанщиком Престоном Риттером (Preston Ritter). Вообще, коллектив этот, как вы уже могли заметить, отличался сильной текучкой кадров…

Остальные песни, вошедшие в будущий альбом, записываются уже в профессиональной American Recording Studio в лос-анджелесском Голливуде. Там музыканты активно пользовались всякими студийными находками и изощрялись всевозможными эффектами вроде задержки эха, перевернутых гитарных партий, в чем им активно помогали инженеры Ричи Подолор (Richie Podolor) и Билл Купер (Bill Cooper). Некоторым членам группы довелось сыграть не только на своем “ведущем” инструменте, но и побаловаться с кое-какими другими. Так, Джеймс (или Джим) Лоу, помимо вокала, гитары и тамбурина, сыграл в “Sold To The Highest Bidder” на уже упомянутой автоарфе, а басист Марк Тулин, кое-где на органе и пианино. Гитарист Визл спел две песни: “Onie” и “Are You Lovin’ Me More (But Enjoying It Less)”. В общем, довольно универсальные были ребята. К некоторым композициям, для придания пущей красивости, были добавлены оркестровые аранжировки, которые выполнил Перри Боткин-младший (Perry Botkin, Jr.).

Однако, студийная работа ознаменовалась постоянными срачами с продюсером, который (ай какой нехороший!) заставлял музыкантов записывать чужие песни, при наличии собственного материала, в количестве достаточном для записи полноценного альбома… Ну, тут бог их разберет, с моей точки зрения человека, живущего почти 40 лет спустя этих событий и в другой стране… Я вот считаю: песни группы - крутые и песни Такер/Манц – крутые! И очень круто, что они их так круто исполнили… (этакая тавтология) Но, да, наверно их (музыкантов), как людей, обладающих творческими амбициями, такое положение дел – досадовало. Тем более, продюсер с энтузиазмом подходивший к записи потенциальных хитов Манц/Такер и откровенно забивавший на записи авторства членов группы и подходивший к ним “спустя рукава” – тоже никак не заслуживает похвал… Может они и правы, насчет продюсера - говно он! Не зря они его так в интервью бранят.
А вообще, как было - так было, главное, нам потребителям – кайфово, а остальное – пофиг.

Рекламная агитка сингла
И вот, в скором времени (в ноябре 66-го) выходит второй сингл группы: та самая I Had Too Much To Dream (Last Night)” с собственным творением Luvin'” на обратной стороне. Сингл этот, спортивными темпами занял 11 место в чарте Billboard. В общем, творческий компромисс оказался не напрасным и группу ждал успех, на волне которого музыканты провели два тура по штатам (один по северо-западу, другой по южному побережью), исколесив (по их воспоминанию): “Пожалуй, всю Америку, разве что, кроме Аляски”. В основном, музыканты играли короткие сеты, по 15-20 минут в одной обойме с какими-нибудь другими исполнителями. Так им довелось разделить сцену с The Beach Boys, The Lovin’ Spoonful, Steppenwolf, Jefferson Airplane, Buffalo Springfield и заезжих (залетных) Cream.


Заметка о группе в "Vox Teen Beat"
Также, в октябре, имя The Electric Prunes засвечивается в рекламе, но не какой-нибудь фигни вроде тоника, как “продавшиеся” Pink Floyd (в 74-м, если мне не изменяет память, году), а педали Wah-Wah фирмы Vox, где гитарист группы Кен Уильямс продемонстрировал свое умение обращаться с этой педалью эффектов – весьма эффектно. Реклама эта крутилась по радио, также, в ее рамках, фотография группы появилась в одном из выпусков воксовского журнала-агитки для подростков и молодых музыкантов Vox Teen Beat.

После этих событий группа выпускает еще один сингл: “Get Me To The World On Time”/“Are You Lovin’ Me More (But Enjoying It Less)”. Происходит это в марте уже 1967-го года. Сингл конечно, громкого успеха предыдущего, но показал весьма неплохие результаты, заняв 27-е место в американских чартах. Песни эти, также были сочинены Аннет Такер и Джиллом Джонсом (Jill Jones).

Само собой, на фоне двух успешных синглов и двух гастролей по штатам, альбом The Electric Prunes, вышедший в апреле 1967-го на Reprise Record (R 6248), был радостно встречен и публикой и критиками. Какой это замечательный альбом, я вам уже рассказал… На пластинке, помимо своего материала и песен написанных Аннет Такер и Нэнси Манц, присутствуют пара каверов: Bangles Джо Уолша (чувака, который позднее играл в The Eagles и The James Gang, а в те года, участник The Measles) и (кем только не исполнявшуюся песню аж 30-х годов) About A Quarter To Nine. Обычно я скептически отношусь к альбомам, где количество каверов перевешивает оригинальный материал, но этот случай к ним не относится (тем более многие “чужие” песни на ней, были написаны специально для группы).

“Черносливы”, не смотря на плотный концертный график, внутренние разногласия, а также разногласия с продюсером, не стали останавливаться на достигнутом и уже через месяц после выхода этой пластинки, начали работу над новым альбомом…
Так что, ждите продолжения!


Треклист альбома такой:

I Had Too Much To Dream (Last Night) (N.Mantz-A.Tucker)
Bangles (J.Walsh)
Onie (N.Mantz-A.Tucker)
Are You Lovin' Me More (But Enjoying It Less) (N.Mantz-A.Tucker)
Train For Tomorrow (J.Lowe-P.Ritter-J.Spagnola-M.Tulin-K.Williams)
Sold To The Highest Bidder (N.Mantz-A.Tucker)
Get Me To The World On Time (J.Jones-A.Tucker)
About A Quarter To Nine (A.Dubin-H.Warren)
The King Is In The Counting House (N.Mantz-A.Tucker)
Luvin' (J.Lowe-M.Tulin)
Try Me On For Size (J.Jones-A.Tucker)
Toonerville Trolley (N.Mantz-A.Tucker)

Комментариев нет:

Отправить комментарий