Итальянская
психоделик-группа Le Mani Pesanti, тянет к вам свои “тяжелые руки” (именно это
означает название группы) с обложки своего дебютного сольного (!) сингла. Всего
дискография Le Mani Pesanti насчитывает 2 сорокапятки. Эту и еще одну, которую
они выпустили чуть раньше, но совместно с другим итальянским артистом – Оскаром
Пруденти. Так что, наше повествование будет не хронологично: сначала про второй
сингл, а про первый – потом.
О
самой группе достоверных сведений мало. Больше – догадок. По обложке ясно, что
Le Mani Pesanti – это квартет. Но имена его участников, для меня – загадка.
Поэтому,
давайте расскажу об их сингле. Он вышел 18-го июня 1968-го года (кстати, в день
рождения Пола МакКартни) на довольно крупном итальянском лейбле Ricordi. Лейбл
этот базировался в Милане, что дает нам основания предположить, что и сама
группа была из Милана (но не факт).
Заглавная
вещь с сорокапятки “Un Dio Al Neon” (Неоновый бог) дает понять, что ребята из
Le Mani Pesanti сделали свой выбор в “извечном” вопросе “Кола или Пепси?”. В
аранжировке этой композиции присутствуют сэмплы из рекламных роликов, шедших на
итальянском ТВ в те годы. Таким образом, эта композиция высмеивает общество
потребления и засилье этой самой рекламы. “Un Dio Al Neon” звучит довольно просто,
но ее яркая и изобретательная аранжировка придает ей очарования. Из студийных
наворотов, конечно же, наиболее “бросается в глаза” использование
реверс-эффекта (то есть пленки, проигрываемой наоборот). Наверняка, он появился
тут не без влияния британской психоделической музыки, и в особенности, The
Beatles.
Бисайд
“A Proposito Dell’Amore” (Объект любви) звучит довольно лирично. Хотя чего еще
ожидать от песенки про любовь?! Зато, в ней можно услышать индийский инструмент
– ситар, и вообще, тут заметно влияние фолк-музыки. Тоже, наверняка не обошлось
без влияния The Beatles (они любили песни с ситаром). А еще, определенные ходы
из “A Proposito Dell’Amore” мне показались похожими на советскую песню
“Полюшко-поле” (особенно в версии ВИА “Поющие гитары”).
Известны
имена авторов “Un Dio Al Neon” и “A Proposito Dell’Amore”. Их зовут
Марио-Эмилио Де Санктис (Mario-Emilio De Sanctis) и Тато Куэйроло (Tato
Queirolo). Марио Де Санктис заявлен также, в качестве аранжировщика. Возможно,
Марио и Тато были членами группы Le Mani Pesanti, но у меня есть основания
считать, что это не так.
Де
Санктис (и, вероятно, Куэйроло) был членом менеджерской конторы Gruppo ’99,
занимавшейся делами многих итальянских артистов. Также, Марио и Тато промышляли
написанием песен “на сторону”. Например, в 1967-м году итальянская рок-группа I
Bit-Nik, базировавшаяся в Генуя, выпустила сингл “Manifesto Beat”/“Realtà N.
1”. Обе эти песни были сочинены Де Санктисом и Куэйроло, хотя, по сути это были
слегка переделанные и переведенные на итальянский, англоязычные песни “Don’t
Throw Your Love Away” (группы The Orlons) и “Bon-Doo-Wha” (группы The
Searchers). После такого подхода, конечно, закрадывается недоброе подозрение,
уж не были ли песни с сингла Le Mani Pesanti переделкой каких-нибудь других песен?!
Еще,
Марио Де Санктис и Тато Куэйроло вместе сочинили ряд композиций для фолк-певицы
Нивес (Nives). Ее альбом вышел в 1968-м году.
Также,
Марио (уже отдельно от Тато) сотрудничал в качестве продюсера, соавтора и
аранжировщика с такими артистами: с рок-группами I Fuggiaschi и Gli Scooters,
фолк-исполнителем Антонио Инфантино (Antonio Infantino) и поп-певцом Оскаром
Пруденти (Oscar Prudente). С последним, непосредственно связан дебютный сингл
Le Mani Pesanti, вышедший чуть раньше “Un Dio Al Neon”/“A Proposito
Dell’Amore”.
Предыстория
их сотрудничества такова: в 1967-м году Оскар, как актер и певец, участвовал в
театральной постановке итальянского драматурга Дарио Фо (Dario Fo). Эта была
сатирическая пьеса “Дама на выброс” (La Signora E’ Da Buttare). Под “дамой”
подразумевались США. Спектакль носил антимилитаристский характер, критиковал и
высмеивал американское общество и войну во Вьетнаме в частности. Все в духе
своего времени!
Музыку
для спектакля написал итальянский композитор Фьоренцо Капри (Fiorenzo Carpi).
Саундтрек включал в себя не только инструментальные композиции, но и пару песен
(написанных Фьоренцо на стихи Дарио Фо), исполнять которые должен был Оскар
Пруденте.
Оскар и группа в спектакле |
Изначально
планировалось, что аккомпанирующим составом Оскара будет группа I Bit-Nik. Она,
как вы помните, выпускала сингл с двумя песнями авторства Марио Де Санктиса и
Тато Куэйроло. “Битники”, до этого, также сотрудничали и с Дарио Фо. Но, на
этот раз, работа в театре не состыковывалась с их концертным графиком. Поэтому,
вместо I Bit-Nik, Дарио нанял наших сегодняшних героев - Le Mani Pesanti,
доукомплектовав группу несколькими духовиками.
Премьера
спектакля состоялась 15-го сентября 1967-го года в миланском театре Мандзони
(Teatro Manzoni). За ней следовали гастроли по Италии, Испании, Дании, Швеции,
Бельгии и Германии, продлившиеся до весны 1968-го. Турне проходило успешно, не
считая одного инцидента, произошедшего в итальянском городе Сиена, чьи
городские власти посчитали спектакль аморальным и поэтому арестовали Дарио Фо
(правда, его отпустили в тот же день).
Программа спектакля |
Не
знаю, во скольких гастрольных выступлениях участвовали Оскар и Le Mani Pesanti
(подозреваю, что не во всех), но для них история с театральной музыкой имела
продолжение.
В
68-м году, Оскар и группа решают выпустить на сингле версии двух слегка
переработанных песен из “Дамы на выброс”, написанных Фьоренцо Капри и Дарио Фо.
В оригинале они называлась “Stacci Attento Uomo Bianco” и “Le Madri Alla
Guerra” и исполнялись в поп-джазовом ключе (потому-то для их исполнения во время
спектакля Оскару и Le Mani Pesanti, потребовались духовики). Но на этот раз
музыканты решили поэкспериментировать и записали их в жанре поп-психоделии.
“Stacci
Attento Uomo Bianco” (Будь осторожней, белый человек) стала “Vacci Piano Uomo
Bianco” (Полегче с пианино, белый человек), а “Le Madri Alla Guerra” (Матери на
войне) - “Perché Solo I Figli” (Просто дети).
Сорокапятка
с этими песнями была выпущена в 1968-м году на американском лейбле MGM Records
(подразделении крупной кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer). То, что итальянец
Оскар Пруденте был артистом американского лейбла, выглядело весьма иронично,
учитывая антиамериканскую направленность песен из “Дамы на выброс”.
В
роли аранжировщика “Vacci Piano Uomo Bianco”/“Perché Solo I Figli” выступил уже
знакомый вам Марио Де Санктис.
Для
Оскара совместная запись с психоделической рок-группой была заметным
отклонением от эстрадного стиля. Поэтому поклонники встретили “нового” Оскара с
недоумением, а продажи сорокапятки были невелики. Вероятно в виду этого (или
каких других причин) его сотрудничество с Le Mani Pesanti, не получило
продолжения. Пути артистов разошлись. Оскар Пруденте временно возвращается к
более поп-ориентированной музыке. Он запишет еще немало синглов и даже
несколько альбомов. Что впрочем, не помешает ему в 70-х переметнуться в стан
итало-прога. Ну а Le Mani Pesanti, после разрыва с Оскаром, выпустили только
одну сорокапятку “Un Dio Al Neon”/“A Proposito Dell’Amore”, о которой мы
рассказывали вам в начале нашей статьи.
Музыканты с ремейка |
P.S.
спустя 10 лет (а, именно, в 1977-м году), на юбилей “Дамы на выброс”, ремейк
спектакля был показан по итальянскому телевидению. Оскар Пруденте в нем точно
участвовал… Что касается остальных музыкантов, я не знаю, может это были те же
ребята из Le Mani Pesanti, а может уже другие.
Спасибо за интересный блог. Статьи замечательные! Многие из групп слышал, но не знал их биографии. Очень приятно знать, что есть люди, пишущие на русском о музыке 60-х.
ОтветитьУдалитьПожалуйста! :)
Удалить