четверг, 25 декабря 2014 г.

Bokaj Retsiem - Psychedelic Underground (1968)


Ну, как-то здесь я писал о Hell Preachers Inc., а теперь чтобы особо не заморачиваться, решил написать про коллектив схожий и даже родственный.

Итак, в середине 60-х существовала в Гамбурге команда The German Bonds, бывшая, можно сказать, местной кузницей талантов. С британскими The Yardbirds конечно не сравнить, но все же… В общем, через состав The German Bonds прошло множество талантливых музыкантов, все они за время игры в группе успели скорешиться и создать определенного рода тусовку, которая впоследствии окажет значительное влияние на германскую рок-сцену. Начинали они все, естественно, с чего-то рок-н-рольного и бит-рокового, но потом, попутно с веяниями времени, сменили ориентир на нечто более психоделичное. Это вылилось в ряд коллабораций в различных составах всяческих кратковременных психоделических и краут-роковых проектов, которые собирались, записывали один-два альбома, снова распадались, а музыканты переходили из одного состава в другой и так далее. Такое вот броуновское движение в узких кругах немецкого андеграунда. Об одном из таких проектов сейчас и пойдет речь.

Беккер (крайний слева) и Дигнер (второй справа)
Собственно, много рассказать мне вряд ли удастся, так как информации об этой группе не много, но попробую:
Проект, получивший название Bokaj Retsiem был собран по инициативе гитариста и вокалиста Райнера Дигнера (Rainer Degner). К этой работе он подключил клавишника Питера Хехта (Peter Hecht), чей хаммонд орган, наряду с психоделической гитарой Дигнера – является главным достоинством альбома. Еще в записи поучаствовали бас-гитарист Дитер Хорнст (Dieter Horns) и барабанщик Питер “Пит” Беккер (Peter “Peet” Becker). Все эти ребята в разное время играли в The German Bonds.
В качестве продюсера будущего альбома должен был выступить Герберт Хильдебранд (Herbert Hildebrandt) – человек отнюдь не левый, а басист другой гамбургской бит-группы The Rattles, через которую также прошли Дигнер и Пит Беккер.

Происхождение столь странного названия проекта было таково: Bokaj Retsiem – это Meister Jacob задом наперед. А Meister Jacob – это персонаж немецкоязычной версии детской французской песни “Frère Jacques”, про братца Якоба. Вообще, такой вот абсурдный и не очень серьезный подход ощущается и в упорном обыгрывании этой темы на альбоме. Тексты песен написаны на английском (за исключением концовки последней композиции), не смотря на то, что сами музыканты - немцы. Весь материал принадлежит Райнеру Дигнеру. Он состоит из полноценных психоделических песен и всяких “Бокаев” – так здесь называются короткие гитарные вставки между песнями, выполненные в различных стилях. Имеются: “Классический Бокай”, “Грустный Бокай”, “Рейстем-боссанова”, и Бокай, с которым “что-то не так”. Все эти вещи как раз обыгрывают на все лады, ту самую песенку про братца Якоба, давшую название группе.

Что касается самих песен – альбом начинается кислотно-роковой “So Bad”, в котором Райнер жалуется на “нелегкую жизнь” и демонстрирует свое мастерство игры на гитаре. Мелодия для вступления в этой композиции была почерпнута Дигнером из блюзовой “Don’t Let Me Be Misunderstood” в версии британской группы The Animals.
Далее следует инструментальный “Bokaj Classic”. 
После него - “It’s Over”. И снова депрессивные настроения (которые вообще преобладают в текстах песен с пластинки), только уже в более меланхоличной (относительно “So Bad”) форме, с парящими клавишными и проникающей в душу гитарой. Вызывает ассоциации с Procol Harum. Вообще, настораживает такое сгущение красок. Прямо “национальный германский вельтшмертц” (мировая скорбь) накативший на автора! Но мне кажется это все сделано намеренно. На альбоме (как вы можете убедиться далее) и юмора тоже хватает.
За “It’s Over” следует “расстрельная” “Only A Child”, состоящая из звуков пальбы и криков брошенной куклы. 
За ней следует “Sad Bokaj”, как эпитафия предыдущих событий.
Текст “I’m So Afraid” продолжают минорную тематику, но музыка звучит динамично и слегка в духе Хендрикса. 
Затем, наверно главная вещь на альбоме, как и группа называющаяся “Bokaj Retsiem”, примечательная вокалом, обработанным фейзер-эффектом, клавишными переливами и частыми сменами ритма. Пожалуй, наиболее сложная композиция на пластинке, чем-то напоминающая ранние работы Deep Purple.

Вторую сторону будущей пластинки открывает инструментальная “Bossa Retsiem”.
За ней следует “Pill”, посвященная достижениям подпольной “фармацевтики”. Ее лирика носит анти-наркотический характер: “Эта маленькая таблетка поможет тебе почувствовать себя лучше. Эта маленькая таблетка все, что тебе нужно, чтобы погубить свою жизнь”. Хаммонд орган и гитара начинают играть бодрую рок-мелодию, в которую постепенно вкрадываются мотивы фламенко, сыгранные на акустической гитаре, в сопровождении барабанов, отбивающих дроби и электрогитарой, с Wah-Wah-эффектом. Моя любимая песня Bokaj Retsiem! Обрывается она, правда, как-то уж слишком неожиданно… Кстати, считается, что “Пилюля” послужила источником вдохновения для германской хард-роковой группы Birth Control при написании их “Believe In The Pill”.
И снова, согласно построению пластинки, с чередованием инструменталов и песен, идет игривая мелодия “Something Wrong With Bokaj” - последнего инструментала на альбоме.
Закрывает альбом - “Drifting” выдержанный в жанре блюз-рока. Но и под конец, группа не устает удивлять, когда неожиданно, в финале этой композиции вокалист переходит на родную речь, с неподражаемым апломбом произнося нечто пафосное (мне одному Адольф Гитлер померещился?!), под вторящее ему мычание коров. Такой вот стеб со стороны музыкантов.

Оборот пластинки
Все это было названо “Psychedelic Underground”. Название самое что ни на есть подходящее! Сразу ясно, из какой среды эта музыка происходит и для какой аудитории предназначается. Вышел “Psychedelic Underground” в конце 1968-го на германском лейбле FASS (1532 WY). Аббревиатура лейбла расшифровывалась как Für Alle Schallplatten Sammler. То есть - “для коллекционеров записей”. 
Ну а оформление пластинки, конечно, было сделано вырвиглазовым! Уж не знаю, кто это сотворил?! На обложке - голова некого супергероя в маске (напоминает “Капитана Америку”), с содранной кожей и безумными глазами (а какие интересно у него могли еще быть в его-то “положении”?!), на фоне красочных надписей и взрывов. Ух! Возможно, такой обложкой, они хотели подчеркнуть антивоенные настроения, присутствующие на альбоме (например, в “Only A Child”). Дескать, Америка, хватит воевать! Но может, я ошибаюсь (хотя боевые действия во Вьетнаме все еще продолжались).

К сожалению, судьба Райнера Дигнера после выпуска “Psychedelic Underground”, мне неизвестна. Поскольку проект был чисто студийным – вряд ли Bokaj Retsiem давали выступления в поддержку этой пластинки. Что касается коллег Дигнера по записи – с ними все куда яснее. Это был не единственный след, оставленный ими в истории германской психоделической музыки. Все они (не считая Беккера) примут участие в еще одном проекте Hell Preachers Inc. (весьма схожем с Bokaj Retsiem), выпустившем в 68-м году альбом “Supreme Psychedelic Underground” (даже название - похоже), а 70-е проведут в группах Lucifer’s Friend и Electric Food.
Конец.

Треклист альбома такой:

So Bad (R.Degner)
Classic Bokaj (R.Degner)
It's Over (R.Degner)
Only A Child (R.Degner)
Sad Bokaj (R.Degner)
I'm So Afraid (R.Degner)
Bokaj Retsiem (R.Degner)
Bossa Bokaj (R.Degner)
Pill (R.Degner)
Something's Wrong With Bokaj (R.Degner)
Drifting (R.Degner)

Комментариев нет:

Отправить комментарий