среда, 21 октября 2020 г.

Кузя УО и Христосы на паперти - Движение вселенское сие (1990)


Здесь должно быть какое-нибудь предисловие, наверное…


Музыкант, художник и поэт Константин Рябинов скончался в этом году в городе Санкт-Петербурге. Не случись этого, вчера он отметил бы своё 56-летие… Несмотря на давние проблемы со здоровьем, Константин вёл насыщенную жизнь, концертировал, сочинял, делал записи, создавал новые проекты. Смерть застала его «в творческом полёте», а оттого, кажется вдвойне неожиданной и неуместной!

 

Говорят, что творцы — не скворцы, и после смерти живут в своём творчестве. Глупо верить, что в этом есть хоть доля правды, но очень хочется...

 

Вот, решил написать о своём любимом альбоме Константина…

Хотя, перед написанием меня одолевали сомнения в целесообразности этого. Постоянно ловил себя на мысли, что о таком альбоме не стоит мудрствовать лукаво, вдаваться в подробности и погружаться в историю. Этот подход противоречил бы сути альбома, да и вообще всему творчеству К. Рябинова...

Но, сделал так сделал...

 

Примечание: не лишним будет самостоятельно познакомиться с исходниками. При написании данного текста я руководствовался сайтами:

https://grob-hroniki.org/news

http://www.gr-oborona.ru/

http://kuzma.lenin.ru/index.htm

http://manager.lenin.ru/

А также тематическими статьями из Википедии и информацией на буклетах альбомов.

Всем спасибо!

 

Народонаселению (как сказал бы сам Константин) он запомнился, прежде всего, участием в омской панк-группе Гражданская оборона (далее – ГО), где фигурировал под псевдонимом Кузя УО. Что это за группа такая вы все, конечно и так знаете. Так что об этом я вам даже рассказывать не буду. Двигаемся дальше.

 

“Когда мы с Кузьмой собрали Гражданскую оборону (конец 1984 года), мы были настоящими панками во всех проявлениях, начиная от внешнего вида, поведения, кончая попыткой официального изменения имён и фамилий на заведомо идиотские. Например, Кузьма хотел заиметь фамилию Ребёнок вместо Рябинов, но оказалось, что для этого не было достаточно веских оснований. Абсурд, который являлся сутью нашего бытия, принципа восприятия мира, выливался во всевозможные дикие формы. Например, у нас в группе был человек по имени Мамаша 9. Следуя определённому самопровозглашённому регламенту, мы сами придумали себе нарочито дурацкие, кондовые имена: я – Егор Дохлый, а Костя – Кузьма УО (УО, если кто знает, некий образ из детской книжки про второгодника Семёнова или типа того, означает «умственно отсталый»).”

Так объяснил происхождение рябиновского псевдонима Егор Летов (сам, на самом деле - Игорь) в одном из оффлайн-интервью.

 

Примечание: ГО – только верхушка айсберга. Прошаренные вспомнят названия Коммунизм, Сатанизм, Опизденевшие, Христосы на паперти, Цыганята и я с Ильича, П.О.Г.О., Спинки мента, Не дай Бог… Есть, что вспомнить.

Большинство этих дел хронологически относится ко второй половине 80-х и первой половине 90-х. По-сути, всё это были сайд-проекты музыкантов ГО. Или альбомы, где они оказывают поддержку своим друзьям сибирским панкам. Можно сказать, они создавались людьми одного карасса, одной тусовки… Не лишне упомянуть, что почти всё из списка выше, писалось там же, где и ГО – в Омске, дома у Егора Летова, в его квартирной студии, гордо именуемой ГрОб-рекордс.

 

Константин/Кузьма внёс немалый вклад в саунд ГО (на тех альбомах, где играл, естественно). Но песен его авторства группой записано немного. Всё-таки, ГО – это, прежде всего Егор. Наибольшая концентрация рябиновского творчества на альбомах «Поганая молодёжь» и «Оптимизм». А также на сборнике «Посев».

Обложки вышеупомянутых альбомов

И там и там ГО исполняют свой ранний ёрническо-абсурдный материал. Дальше группа двигалась в сторону копания «тёмной стороны человеческой натуры» (назовём это так), злобносоциальной критики и прочих «песен протеста». Видно, тексты Кузьмы уже не шибко вписывались в такое направление…

 

Параллельно с ГО у Егора и Кузьмы, существовал экспериментальный студийный проект Коммунизм, учрежденный совместно с певцом и поэтом Манагером (Олег Судаков), который некоторое время был концертным фронтменом ГО. Альбомы Коммунизма - вот где Кузьма оттянулся по полной!

Дискография Коммунизма

Как писал Максим Семеляк (из некогда интересного журнала Афиша):

Коммунизм — это зазеркалье ГО: при всей их несомненной молекулярной идентичности Коммунизм куда активнее погружён в сферу бессознательного: не коллективного, но собственно коммунистического бессознательного… 

Наследие Коммунизма до смешного огромно: от дембельских аккордов до лаунжа на стихи дагестанских поэтов. Одни только стили, представленные на этих пластинках, могли бы составить CD-рубрикатор какого-нибудь журнала в духе The Wire — миражный сюрреализм в духе Nurse With Wound, гитарный индастриал, пландерфоника, соц-арт, психоделический лоу-фай, милитари-фолк, spoken word & improv. Некоторые вещи уже вообще нереально постичь вне контекста — не только советского, но и просто музыкального: последовательность иных звуков здесь представляется просто логически невозможной… 

Всё, в сущности, просто — без Коммунизма нельзя понять музыку Гражданской обороны, а без Гражданской обороны нельзя понять местную музыку вообще.”

 

Мы же не будем вдаваться в подробности обширной дискографии Коммунизма и в поимённое перечисление всех-всех-всех участников записи с альбомов проекта. Разобраться в этих хитросплетениях особенно поможет сайт ГрОб-Хроники и их проект Эволюция (https://grob-hroniki.org/music/evolution/).

Егор, Олег и Кузьма

Примечания:

а) Изначально Коммунизм задумывался как совместный проект Манагера и Летова, но уже во время работы над первым альбомом (в 88-м году) к ним присоединился и Кузьма.

Как ответил кому-то Манагер в гостевой своего сайта:

“Так Коммунизм вместе создавали, какой я приглашенный? Вернулись из Нска и такой кайф обуял, что что-то требовалось сделать. Так и нашли — Ку-ку-руза от Мариа и сборник стихов. Это было озарение на двоих, мы же уже мыслили на одной волне. Достаточно намекнуть и мысли выливаются потоком. Сразу открылась Terra Incognita и мы ринулись очертя голову...”

(авторская орфография сохранена. Нск – это Новосибирск. Читать как Энск. Под «Ку-ку-рузой», видимо, имеется в виду композиция «Popcorn». А с исполнителем – ошибка, её исполнял не оркестра Поля Мориа, а оркестр Тома Спенсера).

Впоследствии Манагер, как бы отошёл в сторону (хотя периодически возвращался), и инициатива перешла в руки Егора и Кузьмы.

Таким образом, состав Коммунизма варьировался от альбома к альбому. Несколько альбомов сделаны в формате трио. Большую часть альбомов Кузьма и Егор записали дуэтом. В создании некоторых помогли Олег Сурусин и Валерий Рожков (музыканты рок-группы Флирт), и брат Валерия – Александр. Поучаствовали певицы Янка (Яна Дягилева) и Нюрыч (Анна Волкова), гитарист Джефф (Игорь Жевтун) и некоторые другие деятели сибирского рока...

б) Для одного из альбомов Коммунизма любители псевдонимов взяли себе ещё по псевдониму: Никита Сергеич (Рябинов), Леонид Ильич (Летов) и Константин Устиныч (Судаков), а датой записи, для пущей мистификации указали 1964-й год.

в) Манагер – сам по себе интересный исполнитель. Помимо концертных и коммунистических дел, он является автором (и соавтором) нескольких песен ГО. Это, например, песни «Лес» (из альбома «Всё идёт по плану»), «Лето прошло» (альбом «Так закалялась сталь»), «Здорово и вечно» (одноимённый альбом), «Паломники в Корею» и «Война» («Песни радости и счастья» и одноимённый сборник-альбом).

Подписчикам настоятельно рекомендуется к ознакомлению его последующая дискография с группой Родина.

г) Также, Коммунизм стал тренировочным полигоном для некоторых вещей, которые впоследствии войдут в репертуар ГО. Например «Бери шинель (Like a rolling stone)», «Насекомые», «Как сметана», «Лоботомия», «Вершки и корешки» впервые появились как записи Коммунизма.

 

Двумя яркими ответвлениями от коммунистического древа стали манагерский проект Цыганята и я с Ильича и рябиновский Кузя УО и Христосы на паперти. Оба эти проекта записали по 2 альбома, вот совпадение!

 

Первый альбом Христосов«Трам-та-ра-ра-ра-рам», записанный Кузьмой в 1989-м году при участии Манагера и у Манагера, я бы ни за что не порекомендовал неофитам. Этот альбом – как ощетинившийся ёж, защищающийся от случайного (левого) слушателя бескомпромиссно-жестким саундом и прискорбным качеством записи! Его прослушивание по плечу лишь немногим меломанам (или извращенцам). К тому же, львиная доля композиций из «Трам-та-ра-ра-ра-рам» впоследствии была в менее радикальной форме перезаписана Егором и Кузьмой для альбома Коммунизма «Веселящий газ».

Вот, что сказал Егор по поводу того, что получилось у его коллег:

Записано Кузей УО частично у себя дома, частично — дома у Манагера, приглашённого на запись в качестве наёмного вокалиста и сосредоточенно исполнившего практически все вокальные партии под авторским бдительным руководством. В музыкальном отношении — это лихая гремучая смесь трэш-металла (!), панка и авангарда, победно исполненная под подозрительный аккомпанемент самопального и тошнотворно звучащего ритм-бокса. Во время записи манагеровский магнитофон, с которого воспроизводилась черновая дорожка, наэлектризовавшись, в сверхвысокой степени самопроизвольно начал выдавать досадные помехи, неумолимо выражающиеся в громких и аритмичных электромагнитных ПОПУКИВАНИЯХ, а также — в глубочайших завалах, чередующихся с завидным постоянством по обоим каналам. Запись имеет крайне циничный, нетривиальный и попросту — НЕБЫВАЛЫЙ характер. В своем роде это — доблестный пример высочайшей степени бескомпромиссности и нонконформизма в мировом масштабе.

 

В комнате у Егора
Остановимся на втором альбоме Христосов«Движение вселенское сие», записанным Кузьмой в 1990-м году, при участии Летова и у Летова (на ГрОб-рекордс). Есть немало оснований счесть его лучшим творением Кузьмы! Но, должен предупредить, что прослушивание и этого альбома (особенно первый раз) не станет самым лёгким аудиовизуальным приключением в вашей жизни!


«Движение вселенское сие» (сокращённо ДВС) — это неинтеллектуальный авангард. Я бы даже сказал — дебильный. Есть такой термин — дебильный авангард?

Точнее его стиль можно охарактеризовать как лоу-фай и аутсайдерский фолк (ох, уж эти термины!). Какие-либо характеристики вообще уместны?!


Из-за обилия фальстартов, сбивок и прочих натуралистичных огрех, как исполнения, так и записи, хочется назвать ДВС – суровым русским «The Madcap Laughs» (ну или советским). Надеюсь вы знаете, о чём я?!

Порой, даже кажется, что композиции были изуродованы намеренно! Неужели, это тот вопиющий случай, когда методы наложения и сведения (применяемые обычно для украшения и усложнения музыкального полотна) были использованы для ухудшения и разрушения целостности композиций?!

 

Естественно, такие альбомы нужны. Но их не должно быть много. Достаточно этого. Впрочем, много их быть и не может…

Разберём его потреково:

1) ДВС начинается с атонального воя саксофона и акустическо-гитарного чёса «Увертюры» (инструментальная композиция).

2) За ней следует чисто вокальная «На всех дорогах по проверке» исполняемая Кузьмой и Егором «а капелла». «На всех дорогах по проверке» – никуда не деться, и сказать-то больше нечего… В буквальном смысле, там только эта фраза и пропевается многократно! Драматично, конечно, но на грани фарса. Напоминает иные записи Коммунизма, правда, здесь чуть более затянуто.

3) «Говна пирога» — один из боевиков Кузьмы. Акустический панк-рок с жужжащим басом. Христос завещал, «будьте как дети»… Как известно, им не чужд туалетный юмор! Оправдывая свой псевдоним, с детским энтузиазмом Кузьма воспевает сей сомнительный деликатес. Но это в припеве. А в куплетах, тем временем, творятся нешуточные драмы. Подобно историям из некоторых народных сказок, сюжет развивается некой апокалипсической лавиной нелепых и трагичных событий, где «детки умирают, объевшись яблок», да и помимо этого происходит много чего нехорошего («а зелёные детали закопали в огород», например).

Примечание: песня «Говна пирога» ранее появлялась на альбоме Коммунизма «Хроника пикирующего бомбардировщика». Там она была приставлена в электрической версии. Акустическая, конечно, звучит менее механически и более распевно… Электрическая – жестко, разухабисто и атонально. Но тоже – чертовски хороша! Какая лучше – решайте сами.

4) «Про мальчика, невидимый трамвай и веточку» – мелодекламация. Кузьма читает саркастичный стих «о трудностях полового созревания». «Само собой понятно, есть секреты»…

5) «Я видел собаку» исполняется в стиле регги. И исполняется утрированно скверно! Скверно, нервно и зло. Кузьма то забывает текст, то лажает, то сбивается с ритма (есть подозрение, что намеренно), то повторяется, то вздыхает, то останавливается и начинает сначала…

“Записано нарочито грязно, погано, — в этом весь Кузьма. До сих пор я не встречал представителей столь воинственно-радикального подхода к тому, что делаешь — с абсолютным, совершенным насрательством на то, как это будет кем бы то ни было восприниматься — своими ли, чужими ли. Поэтому на записи всё всегда фонит, пердит, щёлкает, трещит, зато всё делается С УДОВОЛЬСТВИЕМ. 

Текст написан до того, как мы встретились. Мелодия бессознательно откуда-то попёрта — во всяком случае, остаётся какой-то осадок, будто где-то раньше слышал — то ли что-то из Гершвина, то ли еще откуда-то подобного. 

Наиважнейший хит Кузьмы.” 

(Егор Летов)

Примечание: «Собака» впервые официально появилась на альбоме ГО «Оптимизм», где она исполняется в стиле регги. Поёт там её Егор. Существует более поздняя панк-джазовая (!) версия с альбома «Посев» с другой музыкой и вокалом Кузьмы. Версия с ДВС музыкально отсылает к ранней версии с «Оптимизма» (тоже регги), только снова поёт Кузма, а не Егор. КАК – я уже написал. В общем – хуй вам, а не хит!

А вообще, применение Летовым терминологии типа «хит» в контексте творчества Кузьмы – стёбно. Если «Собака» – главный хит Кузьмы, то «Свадьба» (с альбома Коммунизма) – второй по важности хитяра, получается? А «Говна-пирога» – третий (или «Про покупку»)?!

6) «Чёрный цвет» как-то выплывает из хаоса и гула зафонившего микрофона в конце злополучной «Собаки». Начинается с потрескиваний обезумевшей драм-машины и продолжается бодрым гитарным чёсом в сопровождении бас-гитары, звучащий в схожем стиле, что и в «Говна пирога». ИМХО - наиболее мелодичная вещь с альбома. Этакая смесь фолкового Сида Барретта (например) и электронных Silver Apples (допустим).

“Какая-то очень ранняя, архаичная песня Кузьмы. Однозначно существовала до возникновения ГО. Кузьма тогда играл в сверхгаражной группе Иван Морг и Мертвяки, а до этого в Огненном лазере. Видимо, песня из тех времен.”

(Егор Летов)

Примечание: как и «Собака», этот трек был на альбоме «Посев» в совершено иной версии. Но если любая старая «Собака», определённо лучше того, что на ДВС, с «Чёрным цветом» – наоборот. На «Посеве» - это чуть ли не хардкорный панк, где Кузьма в иных куплетах вообще орёт что-то нечленораздельное. Версия с ДВС куда изощрённей и интересней!

7) «Когда я вырасту большой» – чуть ли не школьный текст Кузьмы (как утверждает Егор). Этакая песня Мальчиша-Плохиша который страдает хернёй, вместо того, чтоб учиться, а за «болото из вареников, с ягодами из блохи» могёт и родину продать.

Примечание: под названием «Уеду в Америку» песня также входила в «Посев». Только там Кузьма исполняет под аккомпанемент из одного лишь барабана, а здесь играют акустическая и бас-гитара.

8) «И как его угораздили?», как и «Про мальчика, невидимый трамвай и т.д.» – не песня, а мелодекламация. Видимо, читается от лица некой сумасшедшей – ехидной и вздорной старухи. Манера исполнения – соответствующая.

9) Подобно многим западным рок-альбомам старины глубокой (6-е и 7-е десятилетия прошлого века), ДВС оканчивается длинной многочастной композицией «Бодюль». Странное словечко – один из многочисленных неологизмов Кузьмы.

“У Кузьмы есть такой мрачный архетипический термин «бодюл», выражающий самое тоскливое и беспонтовое состояние ума и бытия.

(Егор Летов)

Уж не бодюль ли это?
Композиция состоит из 5 частей, разной степени мелодичности (и немелодичности), содержательности, весёлости и мрачности. Длиться почти полчаса и… По-моему – это аудиоверсия белой горячки!


Итак, мы закончили обзор содержания альбома... Но остались ещё вещи, о которых можно рассказать:

Издание альбома сопровождал ряд казусов и затруднений. Записанные в 1990-м плёнки с записями пролежали в запаснике у Летова почти 6 лет. За это время произошло немало. ГО успела распасться и возродиться. Сначала в виде психоделического проекта Опизденевшие, потом снова как Гражданская оборона. Настал так называемый «патриотический период» в творчестве ГО, а музыканты стали членами Национал-большевистской партии (НБП). Выходили новые альбомы Егора и сотоварищей.

 

Лишь в 1996 г. ДВС и предыдущий «сольник» Кузьмы были изданы на аудиокассетах петербургской фирмой Manchester Files (подразделение Бомба-Питер https://www.bomba-piter.ru/) в серии «Архив русского рок-н-ролла».

Обложки аудиокассет

Альбом ДВС был издан как есть (только сам альбом), а вот кассета «Трам-та-ра-ра-ра-рам» сопровождалась несколькими бонус-треками. Среди бонусов первого альбома присутствует песня, называющаяся как второй альбом - «Движение вселенское сие». Удивительно, что этот трек, очевидно, давший название альбому и запланированный для включения в него, даже не был записан тогда в 1990-м году. Запись была сделана чуть позже, в 91-м, вероятно, во время перерыва между работой над альбомом-долгостроем «Сто лет одиночества» проекта Егор и Опизденевшие. Логичнее было бы видеть (и слышать) её на кассете с одноимённым альбомом. Но видимо её переместили к «Трам-та-ра-ра-ра-рам» по причине наличия там свободного места. Также, в бонусы вошло несколько треков ГО и Коммунизма, что позволило лейблу и туда налепить рекламный слоган «при участии Егора Летова» (по факту «Трам-та-ра-ра-ра-рам» писался не с Летовым, а с Манагером и даже не на ГрОб-records). В оригинале первый альбом занимает всего около получаса, а в ДВС – один только «Бодюль» длиться больше 20 минут!

 

Эти 2 аудиокассеты на долгое время стали единственными носителями, с которых можно было послушать альбомы Кузьмы. Тем временем, эпоха плёнок и магнитных лент уходила в прошлое. Наступила цифровая эра с CD-дисками.

Егор и один из коллажей
Записи ГО стали переиздавать на компакт-дисках ещё в 90-х. К нулевым подоспело переиздание записей Коммунизма. Но, похоже, альбомам Христосов на паперти не светило переиздание на CD… К тому же, Егор Летов пользуясь своей излюбленной техникой коллажа, как в оформления, так и в музыке уже стал включать некоторые треки из ДВС в переиздания альбомов и сборников, выходивших под маркой Коммунизма.


Примечание: «Про мальчика, невидимый трамвай и веточку» попала в новую версию альбома «Хроника пикирующего бомбардировщика». Акустическая «Гавна-пирога» (без фальстарта, но с добавлением партии электрогитары, дописанной к оригиналу) заменила уже имевшуюся там раннюю и жёсткую версию этого трека. «Чёрный цвет» в сильно сокращённом виде вошёл в состав «Игры в самолётики под кроватью». Бонус-треком туда же попала «Пяли-муррр» (фрагмент трека «Бодюль»). «И как его угораздили?» (в сокращённом виде и под названием «По теперешним-то временам») фигурирует на сборнике Коммунизма «Тринадцать». Там же присутствует альтернативная версия «Чтой-то Потапова душит», отличающаяся от той, что входит в состав трека «Бодюль» на ДВС.

 

Как видите, Егор очень вольно обошёлся с творческим наследием своего соратника. Записи с ДВС, включенные в переиздания Коммунизма, так и оригинальные сочинения Кузьмы в рамках этого проекта, зачастую подвергались сокращению.

 

Потому надежда увидеть полноценное переиздание ДВС не пропадала. В 2013-м году украинская фирма DRKL-Records (https://vk.com/club39014187) оцифровав манчестерские кассеты, перевыпустила «Трам-та-ра-ра-ра-рам» и ДВС на CD. Они были структурно идентичны кассетам и имели схожее оформление. Вышли небольшим тиражом, а потому быстро потеряли доступность. Но первые шаги были сделаны…

Издания Дырокол-рекордс

 Комментарий издателя:

Вот теперь добрались эти альбомы и до цифрового воплощения, лучше поздно, чем...
При первом же контакте с записями, предназначенными к выпуску, бросилось в глаза несоответствие между временем "канонических" оцифровок в сети и имеющимся материалом, предоставленным авторами. Разница составляла 3-4 минуты. Первая мысль - неужели не хватает треков? При прослушивании обратил на себя внимание совсем другой звук, было ощущение, что по записям хорошо прошлись эквалайзером (как минимум). Выяснилось же, что нашу запись (в отличие от кассетного издания) просто не тянет и не жует. Поэтому и звук покажется кому-то непривычным. На полтона выше, пожалуй, местами будет.
Хочется верить, что это первое, пробное (упрощенное) издание, и дальше будет "коллекционное", с бонусами как внешними, так и внутренними. Но жизнь покажет. Сейчас же хотелось зафиксировать кассетный звук и оформление в максимально приближенном к оригиналу виде, без изменений.
Так или иначе это следовало сделать.

 

В 2019-м, когда уже и эпоха CD уходит в закат, записи Христосов на паперти подверглись реставрации, получили новое (авторское) оформление и вновь увидели свет на дисках. Их выпустила московская фирма Выргород (http://www.wyrgorod.ru/) в рамках переиздания прочей дискографии ГрОб-records. Как отдельными компактами, так и в составе боксета из 3-х частей. Помимо «Трам-та-ра-ра-ра-рам» и «Движение вселенское сие» было выпущено собрание необрезанных коммунистических записей Кузьмы «Военная музычка» (ранее выходившее на питерском лейбле TrueFanatics http://truefanatics.ru/) + концертник, ранее не публиковавшийся полностью. «Движение вселенское сие» (песня) наконец то попала «домой», став бонус-треком к одноимённому альбому.

Антология Кузи УО на Гроб-рекордс от Выргорода

P.S. у нас в блоге, вы также можете прочитать интервью с Дмитрием Коевым – музыкантом и соратником Константина Рябинова по его пост-обороновской группе Кузьма и ВиртУОзы. Он же делал мастеринг альбомов Христосов на паперти для выргородского релиза. Напоминаю по случаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий