Захватывающее приключение в мире новой, странной,Раскрывающей сознание музыки, отООО “Лед и Пламень”
Альбом, о котором вы сейчас прочтете, является, возможно, ПЕРВЫМ психоделическим альбомом!
Конечно, хотелось бы воздержаться
от “сенсационных” заявлений, но даже если он не был самым первым – уж точно был
одним из первых.
“The Happening” вышел в июле
1966-го года. Вот, например, даже битловский “Revolver” был позже (в августе 66-го). В
борьбе за пальму первенства, “The Happening”
соседствует с “Fifth Dimension” группы The Byrds, тоже, выпущенным в июле. Но, согласитесь, “Пятое измерение”
слишком разноплановая работа, чтобы считаться “чисто психоделической”
пластинкой.
Теперь, несколько слов о
названии: хэппенингами в 60-х называли, чуть ли не любое увеселительное
мероприятие (дословно это слово можно перевести как “праздник”), при условии,
что оно происходит не по какому-то заранее распланированному сценарию, а
развивается само по себе. В общем, любая спонтанная импровизация или
неконтролируемое веселье – уже хэппенинг. Такое название хорошо отражает суть
пластинки, ведь при ее записи был использован импровизационный подход.
Что немаловажно (возвращаясь к
теме “первого психоделического альбома”), сами участники Fire & Ice, Ltd.
позиционировали себя именно как психоделическую группу. Весьма прогрессивно: ведь
многие тогда даже слова такого не знали!
Название они, конечно,
подобрали себе странное, словно были какой-то фирмой по производству кухонной
техники, а не музыкальным коллективом. Дословно Fire & Ice, Ltd. можно
перевести как ООО “Лед и Пламень”. Но, думаю, своим именем они хотели намекнуть
на сочетание двух противоположностей. Например, экспериментальной музыки с
одной стороны и экспериментальной поэзии – с другой. Или же подчеркнуть тот
факт, что в группе было два лидера, один из которых отвечал за музыку, а другой
за тексты.
Еще в группе играли люди с
разным цветом кожи (можно сказать, “расовый коктейль”). Судя по фотографии, там
были и смуглые латиноамериканцы, и белые евроамериканцы, и темнокожие
афроамериканцы (ух, как я политкорректен). Это, наверно, тоже можно считать неким
сочетанием контрастов. Тут Fire &
Ice, Ltd., снова показывают себя весьма прогрессивными людьми. Много ли вы
знаете таких интернациональных рок-групп, функционировавших в 66-м?! Мне на
ум приходят Love и The Paul Butterfield Blues
Band. Хотя, последние, как ясно из названия, скорее “блюз”, чем
“рок”, а значит, по умолчанию лояльны к “темнокожим братьям”. То же самое можно
сказать и о всевозможных джаз-бандах…
Несмотря на равенство перед
законом, в умах населения США, расовая сегрегация и предрассудки продолжали
существовать и в 1966-м. Да что там говорить, если де-факто они живы и по сей
день!
Представьте ситуацию: еще
несколько лет назад, родители наших героев и срать бы рядом не сели (в прямом
смысле: в США существовали туалеты для черных и для белых), а тут ребята в
одной группе играют. Молодцы!
Тот самый альбом |
Но закончим мусолить тему с
возможными смыслами названия группы и вернемся к самой пластинке:
Запись и выход “The Happening”
имел некоторую предысторию. В марте 66-го на лос-анджелесском лейбле Capitol
Records вышла пластинка с лаконичным названием “LSD”. Но, это был вовсе не
музыкальный альбом (как это можно было подумать), а собрание интервью на тему,
с различными личностями (вроде врачей, философов, религиозных деятелей и
военных). Вкратце, ее суть можно передать, как обсуждение вопроса: “так уж
случилось, что в мире есть такая штука как ЛСД, и как нам теперь с этим жить?”.
Кстати, большинство
интервьюируемых дало препарату хоть и встревоженную, но не резко негативную
оценку. Да, оно и не удивительно, ведь на момент записи пластинки, ЛСД было еще
легально, поэтому факт его потребления не носил никакой
маргинально-криминальной окраски. Вскоре (все в том же 66-м), когда ЛСД будет
объявлено вне закона, вопрос решится сам собой.
Лоуренс Шиллер |
Инициатором записи такой
пластинки был Лоуренс Шиллер (Lawrence Schiller) – журналист и фотограф
нью-йоркской газеты Life. Он выступил в роли продюсера, и, естественно,
интервьюера (профессия обязывает). Среди опрошенных были: Ричард Альперт –
кореш Тимоти Лири, психолог и психоделический гуру (в будущем известен как Рам
Дасс), писатель и психиатр доктор Сидни Коэн, теолог Уолтер Кларк, отставной
капитан ВМФ США Джон Басби и молодой миллионер Уильям Хичкок.
Хотя пластинка в целом была документального
жанра, небольшое место музыкальному сопровождению на ней тоже нашлось. Так вот,
за него как раз отвечали Fire & Ice, Ltd.
После записи материала для “LSD”,
музыканты решили остаться в студии и просто поджемовать в свое удовольствие.
Игра их, похоже, оказалась столь захватывающая, что остальные участники
создания пластинки (среди которых были представители Capitol Records) остались
послушать импровизированный концерт, а кто-то даже и потанцевать под музыку. В общем,
получился самый настоящий хэппенинг, что и даст название будущему альбому!
Народ зависал в студии всю ночь, а под утро, возбужденный продюсер, уже убеждал
музыкантов, что они просто обязаны записать нечто подобное. В общем, так легко
и весело у группы появился контракт на выпуск собственного альбома. Причем, не
абы где, а на самом Capitol Records!
Оборот пластинки |
При таком импровизационном
подходе к музыке, думаю, запись не заняла у музыкантов много времени. В июле 1966-го “The
Happening” был выпущен Capitol Records (ST 2577). Продюсером
“Хэппенинга” (как и “ЛСД”) выступил Лоуренс Шиллер. На обложке
альбома помещалась фотография некого психоделического слайда, тоже сделанная Шиллером.
Такие пузырящиеся и перекатывающиеся разноцветные разводы, делающиеся с помощью
паяльной лампы (или какого другого нагревателя), масляной краски и спирта. Спроецированные
на сцену, они будут непременным атрибутом психоделических рок-концертов второй
половины 60-х. Тогда же, надо полагать, они были еще не так популярны, и Fire
& Ice, Ltd. снова оказались, если не “впереди планеты всей”, то в числе
первых, кто стал использовать такую фишку.
На обороте пластинки помещалась рецензия (написанная, скорее всего, снова Шиллером), следующего содержания:
Это хэппенинг!
Спонтанно, в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майами и во многих других частях страны, молодые музыканты собираются, чтобы открыть для себя и своих знакомых новые формы музыки. Подобно тому, как кэрролловская Алиса шагнула через зеркало своей гостиной в мир богатого воображения, эти молодые экспериментаторы отринули ограничения старых и привычных форм: рока, джаза, фолка, блюза и т.д., освобождаясь, чтобы найти звучание, охватывающее доселе неисследованные уголки музыки.
Это и называется музыкальным хэппенингом. Музыка, которую они исполняют, называется спонтанной, или же “музыкой свободной формы”. Некоторые называют ее музыкой, расширяющей сознание. И как заметил один из музыкантов, играющих на этом альбоме, было бы одинаково верно и неверно называть ее “этно-психоделическим афро-кубинским фолк-роком”. Это волнующая, захватывающая, гальванизированная симфония музыкальных настроений, “разведывательная операция” в края абсолютно свободного звучания, какой еще никогда не проводилось ранее.
И это снова хэппенинг!
В авангарде музыкальных формаций, создающих спонтанную музыку “этого дня”, идут Fire & Ice, Ltd.
Fire & Ice, Ltd. – это детище двух блестящих молодых людей многих талантов. Пианист и органист Тони Скотт (Tony Scott) – рос вундеркиндом, и дал свои первые концерты, еще, будучи ребенком, в своем родном Лондоне. Выросший и ставший шестифутовым красавцем, Тони также был замечен как актер, сыгравший главные роли во множестве художественных фильмов и телевизионных драм в Англии, Италии и Америке.
Флейтист и вокалист Пэрис Шеппард (Paris Sheppard), изначально проявил себя в Сан-Франциско не как музыкант, а как поэт-битник, выступавший наряду с такими “коллегами по перу” как Грегори Корсо, Аллен Гинзберг, Леонард “Локомотив” и Лоуренс Ферлингетти.
Пэрис был столь востребован во время поэтических чтений в кофейнях сан-францисской бухты, что дошло до того, что он исчерпал весь свой написанный материал, а публика продолжала требовать от него все новых стихов. “Таким образом, - говорит он. – Я просто стал ходить по сцене и произносить все, что приходило мне в голову в тот момент, без какой-либо подготовки”.
Тот опыт спонтанного стихосложения, нашел отражение в странных и красивых текстах, которые Пэрис поет на этом альбоме. Все они тоже были созданы спонтанно, прямо перед микрофоном в студии, как впечатление от играющей музыки.
Остальными членами Fire & Ice, Ltd. являются: Джон Грин (John Green) – бас, Джозеф Конноли (Joseph Connoly) – гитара, Рой Дарке (Roy Durkee) – ударные и Барбара Джексон (Barbara Jackson) – арабские барабаны. Плюс, Дороти Эрвин (Dorothy Erwin), Даниэль Уэстен (Daniel Westen) и Милдред Ричард (Mildred Richard) – хор.
Такая вот рецензия. Ну, лично,
на мой взгляд, музыка у Fire
& Ice, Ltd. не шибко
экспериментальная. Но, опять же, нужно сделать им поблажку на год записи!
Импровизации группы в основном
строятся на стандартных рок-н-рольнах рифах, и лишь флейта придает им некоторый
“этнический” налет. Сдается мне, что иная гаражно-роковая команда тех лет (вроде
Question Mark & The Mysterians), запросто смогла бы зазвучать похоже, если
бы расширила свой рок-арсенал на флейту и нескольких бэк-вокалисток, а вместо
трехминутных песенок заиграла продолжительные джемы с упором на
инструментальную часть. Что касается бэк-вокалисток (и бэк-вокалистов), то они
галдят так, словно находятся на каком-то безумном мексиканском празднике. Что,
несомненно, добавляет “странности” звучанию группы.
В общем, главное достоинство Fire & Ice, Ltd. не в том, что и как они играют, а в том, что они, пожалуй,
первые кто догадался так играть! То есть, применить “джазовый” импровизационный
подход к более строгим и примитивным рок-формам.
Лично я, из всей этой
пластинки хочу выделить психоделическую версию старой джазовой “колыбельной” “Summertime”
(авторства Джорджа Гершвина). Интересно, слышали ли Дженис Джоплин и ее “Большой
брат” Fire & Ice, Ltd., перед тем как сделать свою версию
этой песни?! Ведь тут тоже присутствует экспрессивный женский вокал и “кислотная” гитарка!
Вырезка из KRLA Beat (10 сентября 1966) |
Ну и под конец, хочу сказать
несколько слов о музыкантах, игравших тут:
Как вы видели, состав Fire & Ice, Ltd., указанный на обороте их пластинки – немаленький. Он
включает в себя шестерых музыкантов и трех хористов. Итого – 9 человек. Но, на
самом деле, как понятно из интервью, данному музыкантами в сентябре журналу KRLA Beat (спустя
2 месяца после релиза пластинки), в группе играл еще один человек. Это был
сан-францисский гитарист Тимоти Вудс (Timothy Woods). Не знаю, присоединился ли “десятый
член” к Fire & Ice, Ltd. уже после выхода альбома, или все
же принимал участие в его записи? Однако на обороте пластинки его имя не
указано.
Темнокожая Барбара Джексон,
игравшая в группе на арабских барабанах (а еще на тамбурине), а также
танцевавшая во время живых выступлений, шокировала современников своей стрижкой
“под ноль”. Эта барышня нехило прибавляла “экзотичности” имиджу группы и в этом
плане, была пожалуй, третьим по значимости человеком в составе (после Скотта и
Шеппарда).
Что касается ударника Рой
Дарке – на самом деле, он был не только барабанщиком, но и “мастером на все
руки” – мультиинструменталистом. И даже сольным исполнителем! Еще задолго до
участия в группе, у него выходил собственный сингл. Также, Рой промышлял
написанием песен “на сторону” (для The Four Freshmen и некоторых других, менее известных команд). Также, он работал
звукоинженером. В конце 60-х, с Дарке в этом амплуа будут записаны альбомы
соул-группы The Incredibles, певца Марса Бонфйра (того самого, что сочинил “Born
To Be Wild”) и психоделического проекта Darius.
А вот информацию о “двух
блестящих талантах”, Тони Скотте и Пэрисе Шеппарде, помимо данной на обороте
пластинки, я не нашел. Как, впрочем, и о большинстве других членов Fire & Ice, Ltd.
Думаю, что их совместная
карьера не была продолжительна, и вскоре после выпуска альбома, они “спонтанно”
распались и отправились в “свободное плавание” по отдельности. Синглов никаких в поддержку альбома не выпускали (да и сложно представить, их продолжительные композиции, урезанные до 3-х минут). Концертов думаю, тоже не много дали, да и в целом были больше студийным проектом, нежели концертным.
Нам осталась только их пластинка, своеобразный артефакт эпохи, переносящий нас в теплую летнюю ночь
66-го, в одну из лос-анджелесских студий Capitol Records, где царила спонтанная
импровизация. На хэппенинг, происходящий “прямо сейчас”!
Треклист альбома такой:
I Just Thought Of The Moon (T.Scott-P.Sheppard)
The House Of Saturn (T.Scott-P.Sheppard)
Star In Flight (T.Scott-P.Sheppard)
Summertime (G.Gershwin-D.Heyward)
The Happening (T.Scott-P.Sheppard)
Комментариев нет:
Отправить комментарий