понедельник, 29 июня 2015 г.

Безальбомные герои - The St. Petersburg Paradox


Первое, что меня порадовало, когда я наткнулся на эту группу – это, конечно же, ее название!
Несмотря на то, что команда была американская (из Сент-Луиса, штат Миссури), назывались  они “Санкт-Петербургский парадокс”! И что особенно приятно, имели в виду именно наш Петербург (хотя в США есть свой)… Если точнее - одноименную математическую задачу. Кому интересно узнать подробнее – гугл в помощь.
Неужели мы имеем дело с рок-группой математиков?! (шучу)

Известны имена (точнее фамилии) участников The St. Petersburg Paradox:
М.Биккертон (M.Bickerton)
Б.Крэндеалл (B.Crandall)
Д.Сондерс (D.Saunders)
М.Велш (M.Welch)

А вот кто на чем играл – я не знаю. Определенно среди них присутствовали гитарист, басист, барабанщик и клавишник. Двое из них не только играли, но еще и пели. Могу предположить, что главным в “Парадоксе” был мистер Биккертон, авторству которого принадлежат обе композиции с сингла.

Логотип студии
Кстати, именно благодаря самой сорокапятке мне стали известны имена участников этого квартета. Они напечатаны прямо на этикетке пластинки. Вообще, довольно необычная практика (так как подобная информация там нечасто встречается).
Вторая странность – отсутствие название фирмы грамзаписи, выпустившей ее. Неужто самиздат?!
Зато указано место проведения записи - это Technisonic Studios, довольно раскрученная сент-луисская студия.

Помимо вышеприведенной информации, сведениями о The St. Petersburg Paradox я не обладаю. Так что, скажу несколько слов о творчестве группы:

Их единственный сингл вышел в 1967-м году, и как положено синглу, содержал всего 2 песни: Wheres She Gone и Wont You Take Me. Обе они хороши!
Wheres She Gone – позитивная и “солнечная”. Звучит как нечто среднее между фолком и саншайн-попом, вызывая ассоциации одновременно с дуэтом Саймон и Гарфанкел, и группой The Beach Boys времен альбома Pet Sounds. А еще, во второй половине этой песни мне послышалось нечто отдалено похожее на знаменитую “Hotel California” группы Eagles.
Wont You Take Me мне понравилась даже больше приятной, но относительно простенькой, “Where’s She Gone”. Из нее тоже могла бы получиться “прифолкованная” песенка, если бы не электроорган! В первой вещи он тоже присутствовал, но как-то “фоново”. А здесь его игра задает настроение, наделяет Wont You Take Me некой загадочностью. Она, образно говоря, словно окутана “романтической дымкой”. Так что, думаю, эту песню можно отнести к жанру психоделической музыки. По-моему, у американской группы Gandalf было что-то похожее…

Характерной особенностью звучания The St. Petersburg Paradox является то, что их гитарист предпочитал игру на акустическом инструменте. Или же он просто использовал “чистое” звучание электрогитары, без всяких перегрузов и примочек (ну максимум, сдобренное реверберацией)? А может это 12-струнка?!
Ну и, конечно же, клавишник, чей вклад в звучание я уже отметил.

На этом, похоже, все…

понедельник, 15 июня 2015 г.

The Mystic Astrologic Crystal Band Featuring Steve Hoffman (1967)


Группа с таким “заковыристым” названием должна была играть либо “сияющую чепуху”, либо что-то вычурное, под стать названию. В данном случае, получилось скорее первое, чем второе... Внезапно, это даже и хорошо!
В музыке коллектива нет ничего мистического (уж больно они для этого позитивные), астрологии тоже как-то не заметно, в целом она приятная и в чем-то может даже волшебная.

Большую часть репертуара The Mystic Astrologic Crystal Band  (сокращенно MACBand) составляют довольно попсовые песенки. “Попсовые” в хорошем смысле: то есть - легкие и запоминающиеся, и что немаловажно “красиво поданные”!
В общем, MACBand исполняют, так называемый саншайн-поп и барокко-поп, и лишь иногда заворачивают в сторону чего-то действительно психоделичного.

Но кое-что выделяет MACBand среди “коллег по цеху” – наличие ситара в арсенале группы.
Можно сказать, композиции с этим индийским инструментом являются своеобразной изюминкой их дебютной пластинки. Кстати, второй альбом MACBand уже будет не таким “ситарным” (про него я напишу в другой раз).

Для команды, записавшей целых два альбома, The Mystic Astrologic Crystal Band подозрительно малоизвестна. Особенно относительно некоторых других, менее плодовитых андеграундных шестидесятников. Это странно… Можно сказать, что история группы окутана ореолом загадочности и, похоже, туда ушла львиная доля “мистики”, полагающаяся им из названия.

Мак, Лейтон, Ромэн, Хоффман и Морленд
Коллектив этот образовался в Лос-Анджелесе в конце 66-го, и состоял из 6 хипповых парней:
певца и мультиинструменталиста Стива Хоффмана (Steve Hoffman), второго певца и тамбуринотряса Рона Ромэна (Ron Roman), лидер-гитариста и ситариста “маленького Джона” Морленда (John Moreland), басиста “большого Джона” Лейтона (John Leighton), барабанщика Боба Филлипса (Bob Phillips), а также клавишника Мика Берна (Mick Byrn).

На самом деле, полностью группа называлась The Mystic Astrologic Crystal Band featuring Steve Hoffman. Как видите, Стива Хоффмана выделили  из общего числа коллектива, словно он приглашенный участник. Но на самом деле вышеупомянутый Стив Хоффман, будучи левшой, играя на 12-струнной акустике, ритм-гитаре, автоарфе, маримбе (а иногда и на клавишных), являлся лидером коллектива и был автором ВСЕХ песен, что исполняла MACBand. Так что его имя вынесено в название коллектива, “на правах командира” (хотя, как-то нескромно получилось).

Удалось найти информацию лишь о  некоторых участниках бэнда, помимо Хоффмана:
Боб Филлипс до MACBand барабанил в мичиганской группе The Invaders (также называвшейся The Incredible Invaders и Lyn & The Invaders).
Рон Ромэн пытался сделать карьеру в качестве сольного ду-воп исполнителя в Лос-Анджелесе. Кстати, Рон Ромэн – это сценический псевдоним, на самом деле его зовут Джо Макальюсо (Joe Macaluso). Интересный факт: в 63-м году у него вышел сингл Tell Me/Love Of My Life. Первая песня была написана для Рона темнокожим продюсером и композитором Кенни Вильямсом (Kenny Williams), а вторая - тогда еще никому не известным Фрэнком Заппой. В начале своей карьеры Заппа частенько промышлял сочинением песен для других исполнителей и написанием музыки к кинофильмам. А может быть Рон и Фрэнк были знакомы лично, ведь они оба жили в Лос-Анджелесе.

Клэнси Би Грасс-третий
Кроме самих музыкантов MACBand, стоит упомянуть еще одного человека, сыгравшего ключевую роль в рождении этого коллектива - менеджера и продюсера Клэнси Би Грасса-третьего (Clancy B. Grass III). Не правда ли его имя звучит довольно пафосно, этакий потомственный аристократ?!!

Согласно истории, изложенной на обороте дебютной пластинки MACBand, со слов жены Клэнси Грасса - певицы Альберт Пэрис (из вокального трио The Paris Sisters), Клэнси и Стив познакомились в конце 66-го. Их встреча произошла в неком молодежном клубе, находящемся в Вест-Ковина (городок в штате Калифорния). Стив просто подошел к Клэнси и предложил ему послушать несколько песен, которые сочинил сам, в них Грасс сразу же разглядел огромный потенциал, поэтому незамедлительно заключил контракт с юным дарованием.

Уж не знаю, насколько достоверна эта красивая история… Как-то слабо верится, что Стив вот так вот просто “взял и подошел” не к какому-то левому чуваку в том клубе, а именно к продюсеру и менеджеру…  Далее по тексту эта мисс Пэрис весьма щедро пророчит MACBand славу “новых претендентов на трон, занимаемый сейчас The Beatles” (ну-ну, раскатала губу)! Даже не знаю, можно ли ее словам вообще доверять?!

Скорее всего было так: Клэнси Грасс, будучи агентом калифорнийской звукозаписывающей фирмы Carole Records (подразделение GNP Crescendo Records), искал новые таланты для своей конторы, а потому отслеживал, что творится в молодежных клубах, и таким образом вышел на Стива Хоффмана.

Видимо карьера сольного исполнителя не прельщала Хоффмана, так что Клэнси собирает для Стива группу из вышеупомянутых Ромэна, Морленда, Лейтона, Филлипса и Берна (а может, не собирает, а подряжает уже существующую команду). Стив придумывает им то самое броское имя, взяв его из своей песни “Geometry Alley” (которая впоследствии войдет на их дебютный альбом). В течение нескольких месяцев музыканты репетируют и обкатывают на концертах стивовский репертуар, а потом отправляются в студию, чтобы его записать.

Лейбл Carole Records был маленьким, а потому без понтов, и не стал брать малоизвестную команду “на испытательный срок”, заставляя выпускать хит-синглы (как это обычно бывает с молодыми музыкантами, чтобы проверить, будет ли вообще их музыка продаваться), а сразу подписал их на запись лонгплея.
Немало способствовала тому и музыка, которую играли ребята. Carole Records как раз специализировался на таких жанрах как саншайн-поп, барокко-рок и легкая психоделия. Так что, стилистически MACBand идеально вписывалась туда!

На самом деле, сингл конечно собирались выпустить, но только в качестве рекламы будущего альбома. Это были две песни с него: “Flowers Never Cry”/“Early Dawn”. Для большей эффектности “Flowers Never Cry” (коль уж ей предстояло стать визитной карточкой группы), продюсер не стал полностью полагаться на силы молодых музыкантов из MACBand и решил доверить аранжировку профессионалу, пригласив опытного аранжировщика Дона Пика (Don Peake). Именно благодаря ему песня получила партию скрипки, неплохо дополняющую электроогран.

Фил Аланья - вверху, Гари Майерс - справа
Также, в записи “Flowers Never Cry” приняли участие как минимум два сессионных музыканта: Фил Аланья (Phil Alagna) и  Гари Майерс (Gary Myers), первый сыграл на бас-гитаре, второй на ударных, кроме того, оба выступили здесь еще и в роли бэк-вокалистов. Они были членами группы The Portraits, которых, как и MACBand, продюсировал Клэнси Грасс. Их имена, как это водится в муз. бизнесе, не указали на конверте пластинке.

Наверняка, в некоторых треках с альбома принимали участие и другие сессионные музыканты. Узнать кто именно – сейчас уже затруднительно. Например, в La Vent слышится женский бэк-вокал, который, возможно принадлежит певице Альберт Пэрис (той самой, что сочинила лестную рецензию на пластинку MACBand, о которой я писал ранее).

Сама пластинка вышла во второй половине 1967-го (предположительно 25-го ноября) на лейбле Carole Records (CAR 8001). С названием заморачиваться не стали, и назвали альбом, как и группу, The Mystic Astrologic Crystal Band featuring Steve Hoffman.

Открывает альбом “Factory Endeavor” и первое, что вы слышите – это ситар. Отличное начало! Несмотря на восточный колорит, MACBand не ударяются в откровенный “индуизм”, не косят под медитативную рагу, как это делали сотни их современников в своих “ситарных” композициях. “Factory Endeavor” звучит живо и ярко, словно какой-то задорный арабский танец.

В следующей композиции “Early Dawn” (Утренняя заря), группа предстает уже в своей более попсовой ипостаси, напоминая одновременно как британцев The Beatles, так и американцев The LovinSpoonful, да и много кого еще… может The Beach Boys, может The Association.

“Antagonizing Friend” - размеренная и умиротворяющая песня, в которой слышится клавесин (я же не ошибся, это он?!). Самая спокойная вещь на пластинке. Пожалуй, ее можно отнести к чеймбер-попу. Не песня, а просто идиллия какая-то!

Вдвойне контрастное (после всей этой идиллии-то) впечатление производит самая тяжелая вещь на альбоме “Barnyard Philosophy” (Философия скотного двора), следующая за ней. Не ахти какая тяжесть, но здесь MACBand больше напоминает какой-нибудь гаражно-роковый бэнд, нежели самих себя (или тех, под кого они обычно косят). Сразу вспоминается Love с их версией “My Little Red Book”. Love довольно сильно влияла на многие лос-анджелесские группы, видимо, MACBand не является исключением.

Ну а дальше “Flowers Never Cry”, которую MACBand выпускали на сингле. Про нее я уже писал выше. Добавлю только, что своей скрипичной аранжировкой она походит на творчество коллектива The Left Banke.

“Geometry Alley” (это уже вторая сторона пластинки) звучит очень “по-британски”. Здесь уже видно влияние The Beatles и иже с ними.

“October Sunshine” - одна из лучших вещей на пластинке. Помимо обычных барабанов тут используются бонго, что, вкупе с остальными инструментами, придает ей “глубины” и загадочности.

Альберт Пэрис
“La Vent” (“ветерок” по-французски)– идиллия №2. Еще одна спокойная вещица, в которой играет что-то очень похожее на клавесин. Но, слыша её напевы “дип-ди-рип-дип”, непременно всплывает в памяти фолк-дуэт Саймон и Гарфанкел. Кроме того, песню отличает наличие в ней  женского бэк-вокала. Как я подозреваю – это Альберт Пэрис из группы The Paris Sisters (мои подозрения подкрепляет французское название песни).

Publicly Inclined (To Blow Her Mind)” - снова развеселая поп-рок песенка (подобно Early Dawn и Geometry Alley). Что-то в духе The Beach Boys.

Ну и последний трек на пластинке - Yesterday Girl. Его тоже можно было бы записать в продолжение вышеуказанного ряда поп-песенок, если бы не присутствие в аранжировке психоделических саунд-эффектов и ситара. Этот инструмент и открывает, и закрывает альбом. Ситар здесь, правда, уже не исполняет главную роль как в “Factory Endeavor”, а служит скорее “украшением”. Так что Yesterday Girl почти лишена восточного колорита. Но все равно – звучит очень круто!

Я, как любитель психоделической музыки, с этого альбома в первую очередь импонирую “October Sunshine”, “Factory Endeavor” и “Yesterday Girl”, наиболее близким к этому жанру композициям. Хотя и другие песни производят довольно приятное впечатление при прослушивании.

Оборот пластинки
Так вот, альбом The Mystic Astrologic Crystal Band featuring Steve Hoffman вышел, но не принес им напророченной славы “приемников Битлз”. Это была всесторонне замечательная пластинка, полная отличных поп-песенок, записанных качественно и изобретательно аранжированных (работа Клэнси Грасса как продюсера – выше всяких похвал)…
Многие вещи с этого альбома определенно имели хитовый потенциал! Но даже мне бросается в глаза их явная вторичность. А уж слушателю тех лет, для которых выход новых релизов таких команд как The Beatles и прочих гениев от популярной музыки был “здесь и сейчас”, вторичность MACBand наверняка была еще более заметной! Хотя, лично я бы так не цеплялся к этой вторичности (мало ли в мире похожих исполнителей), коль не столь громкое заявление на обороте их пластинки.

Второй фактор, не давший MACBand достичь “намеченных высот” - это их лейбл Carole Records, бывший всего лишь мелким подразделением GNP Crescendo Records (тоже, не самой крупной компании). Он не мог себе позволить ни больших тиражей, ни толковой рекламы в СМИ (ограничившись лишь этим “громким заявлением” на обороте). Да и сам коллектив, похоже, был скорее студийным проектом, нежели концертной командой. Выступая в родном Лос-Анджелесе, они не столь активно концертировали за его пределами, чтобы обеспечить себе известность по всей стране. А уж тем более – во всем мире!

Но музыканты не сдались и в следующем году порадовали слушателей выпуском второго альбома. Так что и наша история о The Mystic Astrologic Crystal Band еще не закончена, будет продолжение, которое вы сможете прочитать чуть позже.

Треклист альбома такой:

Factory Endeavor (S.Hoffman)
Early Dawn (S.Hoffman)
Antagonizing Friend (S.Hoffman)
Barnyard Philosophy (S.Hoffman)
Flowers Never Cry (S.Hoffman)
Geometry Alley (S.Hoffman)
October Sunshine (S.Hoffman)
La Vent (S.Hoffman)
Publicly Inclined (To Blow Her Mind) (S.Hoffman)
Yesterday Girl (S.Hoffman)